Эксперт Института энергетики и финансов (ИЭФ) Георгий Панаиотов напоминает, что действовавший с 1 марта по 20 мая запрет на экспорт бензина вызвал снижение его стоимости. Однако, после того как власти временно вернули возможность экспорта, цены стали быстро расти. Это, по словам Панаиотова, было связано с началом летнего периода, когда спрос на автобензин растет, а также с участившимися ударами украинских беспилотников по российским НПЗ и нефтебазам.
Дополнительным фактором, приводящим к росту цен, отмечает Панаиотов, являются западные санкции, из-за которых нефтяные компании испытывают трудности с ремонтом и восстановлением НПЗ, построенными с использованием европейских и американских технологических решений. Замена оборудования китайской продукцией не всегда возможна и зачастую означает дорогостоящее изменение технологических цепочек вместо стандартного регулярного ремонта, уверен эксперт.
Кроме того, добавляет он, в настоящее время производители создают запасы бензина, готовясь к осеннему периоду масштабных ремонтов НПЗ, и у них не остается достаточных свободных объемов топлива, чтобы предложить их рынку и сбить цены. Таким образом, говорит эксперт, в июле внутренний рынок топлива столкнулся с хроническим недостатком автобензина, особенно Аи-95. «Заявления правительственных чиновников об отсутствии дефицита — один из классических способов снизить ожидания участников рынка по росту цены, — отмечает Панаиотов. — Биржевики, наоборот, говорят о существенном дефиците».
Почему разные сорта бензина дорожают по-разному? Резкий подъем цен на бензин Аи-95 может объясняться невозможностью свободного ценообразования для бензина Аи-92 из-за так называемого демпферного механизма, по которому государство компенсирует компаниям потери в случае продажи бензина внутри страны дешевле, чем при продаже на экспорт, говорит Панаиотов. Среднемесячная экспортная цена бензина сравнивается с установленной в налоговом кодексе условной оптовой ценой внутреннего рынка. Но такая условная цена устанавливается только для Аи-92, а для Аи-95 ее не существует, что позволяет переработчикам дополнительно повышать цену на этот сорт бензина, отмечает эксперт.
«Я думаю, что в текущей ситуации запрет на экспорт бензина может притормозить рост цен», — говорит Митрахович из Финансового университета. В результате новых ограничений можно ожидать снижения оптовых цен на бензин, прежде всего на Аи-95, как минимум на 7–10%, соглашается Панаиотов.
«Но текущие меры правительства лишь сгладят, но не выправят ситуацию, — полагает эксперт. — В отличие от опта, розничные цены активно сдерживает политика государства. Если бы государство не сдерживало розницу, то цены на заправках были бы значительно выше, чем сейчас».
Однако Панаиотов из ИЭФ видит и позитивную сторону в повышении объема обязательных продаж бензина на внутреннем рынке. «Дело в том, что большая часть АЗС принадлежит крупным нефтегазовым компаниям, — поясняет он. — И ценообразование на топливо идет внутри этих компаний, которые могут компенсировать низкую маржу на АЗС за счет роста оптовых продаж, в том числе за рубеж. А независимые НПЗ вынуждены покупать топливо по высоким оптовым ценам и продавать их с минимальной наценкой, а иногда даже в убыток из-за политики правительства по сдерживанию розничных цен».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях