Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий изданию «Нефть и капитал» о последствиях прекращениях поставок российского газа по контракту ООО «Газпром экспорт» и австрийской компании OMV.
Как рассказал Алексей Белогорьев, вряд ли OMV сделала это без оглядки на правительство Австрии. Наверняка все это было заранее согласовано с властями, которые решили, что страна готова и к краткосрочному физическому дефициту газа, и к росту спотовых цен.
«У Австрии сейчас большие запасы газа (хватит на целый год). Проблема в том, что нельзя с технической точки зрения так быстро выбирать углеводороды и прокачивать их до потребителя. Зимой, причем только в пиковые дни потребления, будет физический дефицит в 5-10%. Страна не замерзнет, но будут меньше поставлять энергии и тепла домохозяйствам, а газа — на промышленные предприятия»,— пояснил эксперт.
Он добавил, что у Вены действительно есть возможность организовать реверсные поставки из Греции, Германии, Италии. Проблема в том, что это будут посредники, которые закупают СПГ и после регазификации и транзита для австрийского конечного потребителя стоимость газа будет явно выше привычной.
«Тут есть вопрос, а будет ли у СПГ-терминалов в других странах нужный объем газа для Вены. По этой причине на биржах в Германии и Австрии возможен рост стоимости газа на споте от 20% до 30%. Это если не произойдет ничего сверхординарного.
И это плохо для всех. Для „Газпрома“ потеря экспорта 6 млрд — не смертельно, но все равно при текущих поставках плохо. Австрии придется перекупать СПГ у посредников. Словакия, если физически поставки через Австрию остановятся, вынуждена срочно искать где-то 3 млрд кубометров в год. При этом пропадает смысл бороться за украинский транзит, который может прекратиться в 2025-м году», — считает Алексей Белогорьев.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях