Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов дал комментарий газете «Новые известия» о значении санкций США для развития российского производства СПГ.
После американских санкций, хоть и отложенного до конца 2024 года действия, самым большим вопросом остается, выйдет ли «Тоталь» из акционерного капитала. Участие французов — это не только инвестиции, с которыми вошел концерн несколько лет назад. Это еще и рынки сбыта. Дело в том, что и «Тоталь», и «Митсуи» планировали получать свою долю в предприятии продукцией. Теперь для них возникла угроза вторичных санкций, говорит Алексей Белогорьев:
Новатэк будет вынужден переходить на российский флот и на те танкеры, которые хоть и ходят под чужим флагом, но через цепочку фирм имеют российских бенефициаров, считает эксперт:— С точки зрения формальной, у каждой компании есть всего по 10% (в проекте), и это не несёт угрозы вторичных санкций США, но по акционерному договору… акционеры «Арктик СПГ 2» имеют пропорциональную долю в том СПГ, который будет производиться. Соответственно, они будут выступать экспортёрами этого СПГ. И вот здесь кроется самая неопределённость, участие в капитале не несёт угрозы вторичных санкций, а непосредственное распределение производимого газа на «Арктик СПГ 2» может повлечь санкции, если на это готовы США. Это тоже большой вопрос, поскольку речь идёт о ближайших союзниках в Европе и Японии.
— Это достаточно большая проблема, потому что наши СПГ проекты изначально ориентировались на аутсорсинг использования зарубежного флота и с точки зрения владения, и с точки зрения управления. Совкомфлот — наша компания, которая имеет ограниченные возможности по перевозке СПГ. Завод «Звезда», единственный, кто может строить СПГ-танкеры, не справится с таким объёмом заказов. Он на это не рассчитан. Кроме того, завод и сам испытывает проблемы. А на верфях Южной Кореи всё сложнее. Верфи Южной Кореи формально отказываются от сотрудничества с Россией, хотя вроде бы продолжают строить те танкеры, которые у них были заказаны.
Есть еще китайские верфи, но китайцы не умеют строить качественные газовозы. Кроме того, «Новатэку» и «Газпрому» понадобится целый флот, такие объемы за короткий срок для китайских судостроителей не под силу.
— Проблема обеспечения флотом является сейчас ключевой проблемой. Особенно проблема обострится, если будет введено эмбарго на российский СПГ в Европе. А это вполне возможно после 2026 года. По крайней мере, такой вариант обсуждается. Это удлинит транспортировку. Одно дело поставлять в Европу, совершенно другое — в Южную Азию, тем более, в Восточную, — указывает Белогорьев.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях