‘ильтры
Ќовости
 
  • ѕлан на тощие годы Ц интервью президента »Ё‘ Ћеонида √ригорьева и руководител€ экономического департамента ћарсел€ —алихова в журнале Ђ¬естник Ќауфорї

    —алихов ћ. –.
    выступлени€ на конференци€х , ћакроэкономика, ‘инансовый сектор
    08 апрел€ 2010

    ѕрезидент »нститута энергетики и финансов Ћеонид √ригорьев и руководитель экономического департамента »Ё‘ ћарсель —алихов рассказывают главному редактору журнала "¬естник Ќј”‘ќ–" »рине —люсаревой о том, почему с последстви€ми кризиса американцы будут боротьс€ собственными методами.

     - Ћеонид ћаркович, в каком направлении выстраиваетс€ так называема€ нова€ архитектура мировых финансов?

    - ћирова€ финансова€ система по своей природе либеральна. ќна сориентирована на максимально свободное перемещение капитала.  ризис не может не действовать на эту свободу подавл€юще. Ќо по мере преодолени€ последствий кризиса система по-прежнему будет стремитьс€ к расширению возможностей свободного перемещени€. Ќынешний кризис - мы это видим - многое мен€ет в той структуре мировых финансов, котора€ сложилась до него. Ќо сам процесс формировани€ новой архитектуры чрезвычайно сложен и противоречив, потому что конфликты интересов возникают между всеми участниками. "√руппа двадцати" обсуждает преимущественно методы глобальной оценки рисков и мониторинга финансовых институтов. Ќо она оп€ть отложила (пока что до следующего года) вопрос об изменении квот стран в ћ¬‘. “ем временем —оединенные Ўтаты и ≈вропейский союз провод€т самосто€тельные (хот€ и не конфронтационные) линии реформ своих финансовых систем. Ќекоторые собственные шаги предпринимают также страны Ѕ–» . Ќамерение G20 осуществить международную кооперацию остаетс€ пока довольно общим. ¬ ходе ¬ашингтонского саммита (но€брь 2008 года, наиболее острый период финансового кризиса) практических договоренностей достигнуто не было. Ќа Ћондонском саммите в апреле 2009 года удалось договоритьс€ лишь об увеличении объема ресурсов ћ¬‘, но не о принципах модернизации мировой финансовой системы. ѕо многим вопросам страны-участницы придерживаютс€ кардинально отличных подходов. ѕоэтому нова€ архитектура будет плодом длительной конкуренции множества вариантов. ќбсуждаемые предложени€ нос€т компромиссный характер, в определенной степени они учитывают запросы √ермании, ‘ранции и крупных развивающихс€ стран. Ќо в целом в острый период рецессии в выигрыше остались англосаксы: они избежали необходимости брать на себ€ серьезные об€зательства, а наднациональный контроль им уже не угрожает. ћожно предположить, что в каждой стране неизбежно возрастет роль национальных регул€торов, что рисковые фонды несколько обуздают отчетностью, снизитс€ количество офшоров. ќднако в целом мир после кризиса будет похож на его предкризисную версию.

     -  ак реализовались системные риски?

    - „исло финансовых институтов, считающихс€ слишком крупными дл€ того, чтобы обанкротитьс€, стало чересчур велико даже дл€ таких крупнейших экономик, как —оединенные Ўтаты. ¬ р€де небольших стран (»рланди€, »сланди€) финансовые институты могли быть относительно небольшими по мировым масштабам, но значительно превосходить размеры национальной экономики.  ак показала практика, эффективное управление такими структурами и осуществление в них полноценного риск-менеджмента затруднено.  рупные финансовые институты, кроме того, обладают значительным политическим вли€нием и могут мен€ть правила игры в свою пользу. Ёто оказалось верным не только дл€ развивающихс€, но и дл€ развитых рыночных экономик. ќбъемы открытых позиций по CDS привели к банкротству Lehman Brothers и фактической национализации AIG. ќсновную проблему рынка кредитных деривативов составл€ют высока€ концентраци€ по контрагентам (продавцами €вл€етс€ узкий круг финансовых институтов) и асимметри€ информации, порождаема€ сложными схемами перекрестного хеджировани€ между участниками. Ќесмотр€ на то что в целом производные инструменты повышают эффективность финансовой системы, они должны подлежать отдельному регулированию и контролю. Ќегативный вклад в текущий кризис внесла также практика секьюритизации и "структуризации" финансовых продуктов. Ѕазельские стандарты перестали отражать изменившийс€ характер активности крупнейших банков. √лобализаци€ стерла границы между различными типами банковских операций. ¬ дополнение к традиционным функци€м финансовых посредников банки всЄ чаще выступают в качестве операторов на фондовых и валютных рынках (как в собственных интересах, так и по поручению клиентов). Ѕазельские стандарты имеют также €вный проциклический характер: в период экономического бума фиксированный норматив по достаточности капитала способствует наращиванию и капитала, и активов. ¬ период экономического спада он способствует углублению кризиса за счет необходимости сокращать активы, чтобы выполн€ть надзорные требовани€.

    -  акими мерами может снижатьс€ риск существовани€ значительного числа слишком крупных финансовых институтов - путем дроблени€ гигантов?

    - ѕолагаю, что раздробить их невозможно вообще. Ќо даже если это было бы возможно, то издержки (в том числе затраты времени) будут неоправданно велики. ј, кроме того, при дроблении вскроютс€ другие системные риски, которые сейчас неочевидны. —истемность риска возникает именно в св€зи с размером.  азалось бы, крупные институты координируютс€ легче. Ќо истори€ показывает, что если координаци€ слаба, а игроки сильные, то они начинают играть в игры, которые регул€торы не контролируют. ѕроисходит разбалансировка системы. ѕериодически возникает необходимость снова договариватьс€ о правилах игры, цел€х и ограничени€х. ћы не знаем, что такое системный риск. ’от€ догадываемс€, что он не €вл€етс€ просто набором случайных рисков, а сформировалс€ как нека€ встроенна€ система, в которой стоит взорватьс€ одному элементу, как дальше взрываетс€ все. ƒело даже не столько в размерах финансовых институтов, а в том, что риски несет само сочетание силы больших финансовых институтов и слабости других игроков. ј также отсутствие независимого системного анализа. ћирова€ финансова€ система напоминала брошенный склад вооружений (такие взрывались на ƒальнем ¬остоке, на ”краине), который толком не охран€етс€, пожарной системы не имеет, и при этом на его территории дети играют гранатами.

    ћы сейчас не обсуждаем предысторию, но совершенно очевидно, что целый р€д элементов мировой финансовой системы был взрывоопасен. ќднако раздробление крупных институтов - это по€вление большего числа тоже плохо пон€тных и мало наблюдаемых объектов, но еще плюс издержки процесса и совершенно непон€тный результат. “акие вещи делались прежде: вспомним закон √ласса-—тиглла. Ќо обычно все это ненадолго.  роме того, нынешний кризис привел к большому числу сли€ний, в результате чего мы имеем, скорее всего, более значительную концентрацию финансовых институтов, чем перед кризисом.

    ћ. —алихов: -  рзис четко показал, что у финансовых институтов (по крайней мере на «ападе) есть €вные или не€вные ( в зависимости от случа€) государственные гарантии. ¬едь если развалитс€ мелкий банк, ьто это с точки зрени€ системы не имеет большого значени€, и ему дадут спокойно утонуть. Ќо если валитс€ глобальный банк, то это колоссальна€ проблема. ј поскольку гиганты имеют и государственные гарантии, и эффект масштаба, то они могут привлекать средствапо более низким ставкам. ¬ результате конференци€ становитс€ еще более несправедливой.

    ѕричем в 2009 году, когда финансовый кризис вошел в спокойную фазу, известную проблему "too big too fail" (то есть того, что некоторые банки слишком велики дл€ того, чтобы им можно было позволить рухнуть) никто уже особо не ставил. ѕрактически лишь бывший глава ‘–— ѕол ¬олкер предлагал ограничить высокорискованную торговлю крупных финансовых институтов, что сократило бы размеры банков. считающихс€ "слишком большими, чтобы рухнуть" и сделало финансовую систему более безопасной. ѕо сути, это было бы своего рода возвратом к закону √ласса-—тигалла. Ќо если посмотреть, что происходит с регулированием банков фактически, то это всего лишь лайт-верси€ того, что предлагает ¬олкер. ѕрактическа€ реализаци€ предлагаемых мер будет гораздо более умеренной. ѕричем правила ¬олкера сами по себе тоже не предполагают дроблени€ крупных институтов. предполагаетс€ усилить некоторые ограничени€, но о дробленииречи все равно не идет.

     -   каким последстви€м(дл€ регул€торов) приведет изменение формата регулировани€?

    Ћ. √ригорьев:- — одной стороны все понимают, что регул€торы делали что-то не совсем правильно. — другой стороны, мы будем иметь дело с теми же регул€торами, которые провалились. Ёто совершенно очевидна€ ситуаци€. “ак же, как у нас в стране либералы сейчас пишут программы по промышленной политике. ƒес€ть лет кл€лись во вражде по отношению к ней, а теперь ее вс€чески провод€т. просто регул€торы станут более консервативными и менее либеральными.

    ћ. —алихов:- Ѕыла така€ модна€ иде€ - консолидаци€ регулировани€. ¬ итоге провалились и консолидированные регул€торы, и те, кто работал на отдельных сегментах финансового рынка.

    Ћ. √ригорьев:- Ѕольше всего провалились те регул€торы, которые провели консолидацию, но при этом работали параллельно с органами сегментированного регулировани€.

    ћ. —алихов:- ¬ казахстане, по сути, перен€ли английский опыт создани€ единого регулировани€. ¬ –  тоже создали јгентство по финансовому надзору, ј‘Ќ, получившее полномочи€регулировать и страховые компании, и управл€ющие компании, и банки, и прочие институты финансового рынка. ѕараллельно работал центральный банк, не имеющий отношени€ к регулированию. ¬ результате ÷ентральный банк  азахстана проводил денежно-кредитную политику, но при этом не имел никаких рычагов воздействи€ на сами банки. –аботники ÷Ѕ могли только звонить в ј‘Ќ. ƒаже на постсоветском пространстве банковский кризис в  азахстане началс€ раньше, чем в других странах. “рудно не св€зать этот факт с выбранным в стране форматом регулировани€. ¬ јнглии кризис тоже прин€л т€желую форму. –€д крупнейших банков, по сути, рухнул. ¬ысто€ли лишь HSBC и Barclays. »з анализа этой ситуации пон€тно, что механическими способами проблему выбораформата регулировани€ не решить...

    ѕолностью интервью можно прочитать в номере ¬естника Ќј”‘ќ– є3/2010.


    —писок новостей
    јрхив новостей


     
     
     
         
    Blocked/–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ

    IP-–∞–і—А–µ—Б –і–∞–љ–љ–Њ–≥–Њ —А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –Ј–∞–±–ї–Њ–Ї–Є—А–Њ–≤–∞–љ –≤ —Б–Њ–Њ—В–≤–µ—В—Б—В–≤–Є–Є —Б –і–µ–є—Б—В–≤—Г—О—Й–Є–Љ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–Њ–і–∞—В–µ–ї—М—Б—В–≤–Њ–Љ.

    195.22.26.24816.04.201827-31-2018/–Ш–і2971-18–У–µ–љ–њ—А–Њ–Ї—Г—А–∞—В—Г—А–∞

    –Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Ї –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–Љ—Г —А–µ—Б—Г—А—Б—Г –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ –љ–∞ –Њ—Б–љ–Њ–≤–∞–љ–Є–Є –§–µ–і–µ—А–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –Њ—В 27 –Є—О–ї—П 2006 –≥. вДЦ 149-–§–Ч "–Ю–± –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є, –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є—П—Е –Є –Њ –Ј–∞—Й–Є—В–µ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є".

    –Х—Б–ї–Є –Т—Л —Б—З–Є—В–∞–µ—В–µ, —З—В–Њ –≤–Ї–ї—О—З–µ–љ–Є–µ ip-–∞–і—А–µ—Б–∞ –љ—Г–ґ–љ–Њ–≥–Њ –Т–∞–Љ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –≤ "–Х–і–Є–љ—Л–є —А–µ–µ—Б—В—А..." –Є–ї–Є "–†–µ–µ—Б—В—А –і–Њ–Љ–µ–љ–љ—Л—Е –Є–Љ–µ–љ..." –њ—А–Њ–Є–Ј–Њ—И–ї–Њ –њ–Њ –Њ—И–Є–±–Ї–µ, –Є–ї–Є –Њ–љ–Њ –љ–∞—А—Г—И–∞–µ—В –Т–∞—И–Є –Ј–∞–Ї–Њ–љ–љ—Л–µ –њ—А–∞–≤–∞, –њ–Њ–ґ–∞–ї—Г–є—Б—В–∞, –Њ–±—А–∞—Й–∞–є—В–µ—Б—М –љ–µ–њ–Њ—Б—А–µ–і—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ –Ї —Г–њ–Њ–ї–љ–Њ–Љ–Њ—З–µ–љ–љ–Њ–Љ—Г –Њ—А–≥–∞–љ—Г –њ–Њ –Ї–Њ–Њ—А–і–Є–љ–∞—В–∞–Љ –љ–∞ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—Б–∞–є—В–µ —А–µ–µ—Б—В—А–∞.

    –Я–µ—А–µ–є—В–Є –љ–∞ —Б–∞–є—В
    –£–љ–Є–≤–µ—А—Б–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ —Б–µ—А–≤–Є—Б–∞ –њ—А–Њ–≤–µ—А–Ї–Є –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В–∞–Љ –Є–ї–Є —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞–Љ —Б–∞–є—В–Њ–≤ —Б–µ—В–Є "–Ш–љ—В–µ—А–љ–µ—В"