Заместитель главного директора по энергетическому направлению Алексей Белогорьев дал интервью изданию «Нефть и капитал» на тему возможности перехода к единому тарифу на услуги по транспортировке газа в рамках общего рынка газа ЕАЭС и возможности снижения оптовых цен на российский газ для Белоруссии и Армении до момента запуска этого рынка.
На какой цене газа удастся договориться России с Арменией и Белоруссией? Будет ли это предметом политического спора?
Цены на российский газ для стран ЕАЭС носят нерыночный характер: этого никто не скрывает. И для Белоруссии, и для Армении в
Здесь стоит, конечно, сделать оговорку, что считать «рыночной» ценой на газ. И англосаксонская модель (Henry Hub, NBP), и вторичная по отношению к ней модель континентальной Европы признают в качестве таковой, по сути, только индексы цен, складывающиеся на основе ликвидных биржевых торгов в условиях свободного ценообразования. В эту же сторону следует и Россия в рамках развития газовой секции СПбМТСБ, но предстоит еще долгий путь.
Этот же принцип положен в основу утвержденных Концепции и Программы формирования общего рынка газа ЕАЭС. Именно на это всё время ссылается Россия. Общую нашу позицию можно сформулировать так: все страны ЕАЭС согласились, что рынок газа запускается только с 1 января 2025 г., до этого момента сохраняется status quo на основе межправсоглашений.
Учитывая низкие спотовые цены, «Газпром» может пойти на снижение цен на газ для обеих стран в
Как это повлияет на транзит российского газа через эти страны?
Через Армению транзит не осуществляется, а газотранспортные активы страны в лице
Поэтому короткий ответ — никак не повлияет. Александр Лукашенко теоретически, конечно, может политизировать этот вопрос, но это ему невыгодно: с Россией хватает более острых противоречий в нефтяной сфере, нет возможности альтернативных поставок газа, газопровод принадлежит российской компании (он не то что экстерриториален, но близок к этому), наконец, объем транзита и без того снижается. В целом Белоруссия всегда дорожила своим образом надежного транзитера, не думаю, что она от него откажется.
Будет ли теперь видоизменяться ЕАЭС?
Общий рынок газа ЕАЭС для России с экономической точки зрения невыгоден, при условии, что доходность экспорта выше, чем поставок на внутренний рынок (сейчас это временно не так в силу сверхнизких спотовых цен в Европе). Общий рынок небольшой, насыщенный; за исключением Киргизии и отдельных областей Казахстана, перспектив роста спроса нет. Кроме того, общий рынок не затрагивает розницу, но даже в оптовый сегмент российские компании поначалу не смогут выйти — Белоруссия и Казахстан настояли на т.н. институте уполномочивания,
Основной смысл общего рынка — достижение «равнодоходности» поставок газа из ЯНАО в российские регионы и в страны ЕАЭС с учетом транспортных затрат. Отсюда такая острота вопроса тарифообразования на транспортировку газа, тем более что в России оно объективно непрозрачно, и, к тому же, сохраняется нескрываемое перекрестное субсидирование между «независимыми» производителями и «дочками» «Газпрома».
Переход к «единому тарифу» (скорее всего, аналогу Кодекса по тарифам ЕС 2015 г.), нереалистичен: общий рынок — это совсем не единый рынок, он не предполагает общего регулирования и унификации, только «гармонизацию». Установление методики тарифообразования и конкретной величины тарифов остается внутренним делом
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях