ГлавнаяМедиаАктуальные новости«Стратегия-2020»: без политики не обошлось

«Стратегия-2020»: без политики не обошлось

15 марта 2012

Салихов Марсель Робертович Президент Института, Главный директор по экономическому направлению, заместитель председателя Ученого совета, кандидат экономических наук

Политическая реформа и возврат к демократическим механизмам на всех уровнях власти. Без этого быстрое социально-экономическое развитие России невозможно — таков основной вывод доклада по «Стратегии-2020», подготовленного российскими экспертами. Для достижения целей предлагается три сценария. Какой из них выбрать?

«Стратегия-2020», по сути, — план реформы социальной и экономической сфер России. Главные ее цели были отражены в программе, с которой шел на президентские выборы Владимир Путин. Это, в первую очередь, модернизация экономики, создание новых рабочих мест, рост доходов и уровня жизни россиян.

В своем итоговом докладе, подготовленном после долгих обсуждений и анализа документа, эксперты приходят к выводу: достичь этих целей можно, лишь доведя до логического конца политические реформы. Изменения, инициированные властью, предполагают не только рост числа партий разной направленности. Это и возврат к полноценным выборным механизмам на всех уровнях, начиная с муниципального и регионального. В частности, это касается губернаторов, которых снова будут избирать, а не назначать.

Эксперты видят три сценария развития ситуации. Первый — инерционный: он предполагает дальнейшую централизацию управления страной. Сегодня всем ясно, что это пройденный этап, так что составители доклада его в деталях не рассматривают. Выбор предстоит сделать между вторым и третьим сценариями: умеренным и радикальным. Умеренно-реформаторский предлагает начать с административной децентрализации и постепенно вводить выборность на всех уровнях, начиная с местного самоуправления. Радикальный же вариант предполагает «всё и сразу», вплоть до немедленной автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализации полномочий и финансов.

По мнению некоторых аналитиков, деление на три сценария, предложенное авторами доклада, весьма условно. Период централизации управления страной пройден, реформа уже идет, и власти не намерены останавливаться на полпути. И сейчас самая сложная задача — найти баланс между полномочиями центра и регионов, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов:

«Повышаются риски определенного авторитаризма, когда региональный лидер выстраивает под себя региональные элиты. При этом умеренный популизм позволит ему переизбираться. Поэтому, безусловно, надо найти адекватный баланс между полномочиями федерального центра, принципом единства страны и исполнительной власти, с одной стороны, и оптимальной автономии в принятии решений, которые затрагивают местные интересы, — с другой».

Авторы доклада, судя по всему, эти подводные камни учитывают и склоняются к умеренному варианту. Реформы, по их мнению, надо проводить в два этапа: постепенно усиливать «демократизацию» местного самоуправления и — также постепенно — повышать его финансовую автономию. А главным шагом государства в экономической сфере должно стать радикальное сокращение его участия в экономике.

Для чего необходима полная приватизация крупнейших компаний или хотя бы снижение государственной доли до уровня блокирующего пакета акций. Что же касается госкорпораций, то часть из них прекратит свою деятельность, остальных также ждет приватизация. И это абсолютно логичный шаг, подчеркивает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев:

«Государство показало себя неэффективным собственником. Чудес не бывает: государство бизнесом заниматься не может, так происходит во всех странах. У него своя функция: обеспечить правила игры и регулирование».

Аналитики отмечают еще одно важное последствие такого решения. Переход компаний в частные руки должен стимулировать модернизацию производства, считает эксперт Института энергетики и финансов Марсель Салихов:

«В первую очередь, будет давление со стороны миноритарных акционеров. Так как они совладельцы, у них сильные стимулы к тому, чтобы воздействовать на ситуацию в компании с тем, чтобы она работала более эффективно, получала больше прибыли».

России необходим не просто рост, а качественный рост экономики. Страна не может жить исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов. Во-первых, нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития. Во-вторых, сырьевая экономика обрекает Россию на все большее технологическое отставание. Преодолеть этот разрыв и должна «Стратегия-2020». В правительстве с основными ее положениями согласны.

Читать полный текст…

Подписка на новые материалы
На вашу почту будут приходить уведомления о выходе новых материалов на сайте. Мы не передаем адреса почты третьим лицам и не спамим.
Спасибо
Спасибо, Ваша заявка принята!