Политическая реформа и возврат к демократическим механизмам на всех уровнях власти. Без этого быстрое
В своем итоговом докладе, подготовленном после долгих обсуждений и анализа документа, эксперты приходят к выводу: достичь этих целей можно, лишь доведя до логического конца политические реформы. Изменения, инициированные властью, предполагают не только рост числа партий разной направленности. Это и возврат к полноценным выборным механизмам на всех уровнях, начиная с муниципального и регионального. В частности, это касается губернаторов, которых снова будут избирать, а не назначать.
Эксперты видят три сценария развития ситуации. Первый — инерционный: он предполагает дальнейшую централизацию управления страной. Сегодня всем ясно, что это пройденный этап, так что составители доклада его в деталях не рассматривают. Выбор предстоит сделать между вторым и третьим сценариями: умеренным и радикальным.
По мнению некоторых аналитиков, деление на три сценария, предложенное авторами доклада, весьма условно. Период централизации управления страной пройден, реформа уже идет, и власти не намерены останавливаться на полпути. И сейчас самая сложная задача — найти баланс между полномочиями центра и регионов, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов:
«Повышаются риски определенного авторитаризма, когда региональный лидер выстраивает под себя региональные элиты. При этом умеренный популизм позволит ему переизбираться. Поэтому, безусловно, надо найти адекватный баланс между полномочиями федерального центра, принципом единства страны и исполнительной власти, с одной стороны, и оптимальной автономии в принятии решений, которые затрагивают местные интересы, — с другой».
Авторы доклада, судя по всему, эти подводные камни учитывают и склоняются к умеренному варианту. Реформы, по их мнению, надо проводить в два этапа: постепенно усиливать «демократизацию» местного самоуправления и — также постепенно — повышать его финансовую автономию. А главным шагом государства в экономической сфере должно стать радикальное сокращение его участия в экономике.
Для чего необходима полная приватизация крупнейших компаний или хотя бы снижение государственной доли до уровня блокирующего пакета акций. Что же касается госкорпораций, то часть из них прекратит свою деятельность, остальных также ждет приватизация. И это абсолютно логичный шаг, подчеркивает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев:
«Государство показало себя неэффективным собственником. Чудес не бывает: государство бизнесом заниматься не может, так происходит во всех странах. У него своя функция: обеспечить правила игры и регулирование».
Аналитики отмечают еще одно важное последствие такого решения. Переход компаний в частные руки должен стимулировать модернизацию производства, считает эксперт Института энергетики и финансов Марсель Салихов:
«В первую очередь, будет давление со стороны миноритарных акционеров. Так как они совладельцы, у них сильные стимулы к тому, чтобы воздействовать на ситуацию в компании с тем, чтобы она работала более эффективно, получала больше прибыли».
России необходим не просто рост, а качественный рост экономики. Страна не может жить исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов.
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях