Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов прокомментировал журналу Forbes перспективы спроса и дефицита газа в ЕС в отопительный период 2025-2026 гг.
Секрет «морозостойкости» ЕС — в сочетании резкого снижения спроса и премиальных цен, которые привлекли на этот рынок дополнительный импорт, главным образом из США и Норвегии, считает Алексей Белогорьев. В 2024 году спрос сократился по сравнению с докризисным 2021-м на 19,5% из-за все еще высоких цен на газ, а также целенаправленных мер по газосбережению, росту ветровой и солнечной электрогенерации и, что не менее важно, из-за благоприятной погоды.
Роль запасов в ПХГ, особенно в первые две кризисные зимы, была невелика — они выбирались в объемах намного меньше многолетней нормы, и если бы европейцы могли предугадать погодные условия, то не заполняли бы хранилища под завязку, говорит Белогорьев.
Если предположить, что спрос и текущие поставки газа с октября по март в этом сезоне останутся на уровне предыдущего, то к 1 апреля 2026 года запасы в ПХГ могут снизиться до 20% от номинальной мощности, полагает аналитик из ИЭФ, а это крайне низкий уровень.«Но погода непредсказуема, газовые компании всегда перестраховываются, тем более что высокие запасы сдерживали рост цен, — отмечает он. — Прошедшей зимой значение хранилищ возросло из-за более холодной погоды, но все равно на конец отопительного периода, к 1 апреля 2025 года, в них оставалось 34% газа от номинальной мощности. Это намного ниже, чем в 2023 и 2024 годах, когда они были аномально высокими — 56% и 59%, но вполне соответствует многолетним значениям».
«Правда, в 2018 году запасы опускались и до 18%, но обычно в этот период они выше 26–30%, — говорит он. — То есть даже с текущими запасами можно, хотя и на грани, пережить зиму без физического дефицита газа. Но тогда задача восполнения запасов ПХГ в 2026 году станет еще более сложной, чем была в 2025-м».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях