Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов дал комментарий деловому изданию Forbes о перспективах дальнейшей работы российской нефтяной отрасли в условиях нарастающих санкционных ограничений в 2023 году.
Мы ждем еще одного удара по российской нефтяной отрасли — вступления в силу европейского эмбарго на экспорт нефтепродуктов на европейский рынок, который мы по большому счету не успели заместить за последние шесть-семь месяцев, потому что альтернативной рыночной ниши не просматривается, говорит главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По его словам, это может стать существенной проблемой для России, поскольку вынужденное сокращение экспорта вызовет и сокращение нефтепереработки. В этой ситуации падение добычи, по мнению эксперта, может составить в следующем году от 7% до 10%, или от 40 млн т до 60 млн т в годовом исчислении.
Что будет с ценами«Но это текущая оценка ситуации, которая может быть скорректирована в сторону снижения негативных ожиданий, потому что жизнь показывает, что бизнес находит способы работы в условиях санкционных ограничений и их преодоления совместно с партнерами. Я думаю, что российские компании активно над этим работают», — говорит Громов.
Все ограничения на российскую нефтяную отрасль наложились на усилившиеся опасения рецессии в мировой экономике — в силу коронавирусной ситуации в Китае, неблагополучного состояния промышленности в Европе и ожидаемого замедления американской экономики как минимум в первом полугодии 2023 года, полагает Громов. Если бы не было общего опасения, приведшего к замедлению роста глобального спроса на нефть в мире в следующем году, то на мировом рынке цены на нефть оставались бы высокими. Но этого не произошло, поскольку фактор опасения рецессии перевесил все факторы, связанные с ограничениями, отмечает аналитик.
Что будет с экспортом
Сразу после введения ценового потолка экспорт нефти из России рухнул почти вдвое, писал Bloomberg. «Обвальное» падение российского нефтяного экспорта морским путем, о котором заявляли зарубежные наблюдатели, отмечает Громов, пока не означает долгосрочной тенденции.
Несмотря на это, он ожидает снижения экспорта российской нефти как минимум в первом полугодии 2023 года. Россия активизировала работу по созданию собственного флота или фрахтованию флота, который может работать в интересах России и не зависеть от зарубежных судовладельцев, в первую очередь стран Евросоюза, полностью заместить европейских перевозчиков к началу действия эмбарго страна не успела. По сведениям эксперта, по состоянию на октябрь более 50% поставок российской нефти морским путем осуществлялось именно европейскими судовладельцами из Греции, Мальты и Кипра (хотя их доля снизилась с прежних 70%). Решение проблемы займет первые три-шесть месяцев наступающего года, говорит аналитик.«Мы не наблюдаем дополнительных косвенных показателей — затоваривания нефтебаз и портовых мощностей по хранению нефти в России, — говорит он. — Предположение требует проверки, но, возможно, Россия начала задействовать свой теневой флот танкеров, который создавался в течение этого года по иранской схеме».
Подпишитесь на обновления
и узнавайте первыми о новых публикациях