—татьи
 
  • –оссийские углеводороды и мировые рынки

    ‘ейгин ¬. ».
    —татьи,
    26 окт€бр€ 2005

     

     

     

      © "–осси€ в глобальной политике". є 5, —ент€брь - ќкт€брь 2005

    ј.ј. јрбатов – заместитель председател€ —овета по изучению производительных сил ћинистерства экономического развити€ и торговли и –оссийской академии наук. ћ.ј. Ѕелова – эксперт департамента энергетики »нститута энергетики и финансов, ¬.». ‘ейгин – главный директор »нститута энергетики и финансов.


    ¬ажна€ роль –оссии на мировой арене в значительной степени обусловлена богатством ее природных ресурсов. Ќа территории –оссии сосредоточено около 13 % всех мировых разведанных запасов нефти и 34 % запасов природного газа. ”спешное участие в современном мировом разделении труда предполагает полноценное использование подобных преимуществ, хот€ и не должно сводитьс€ к нему.

    ≈жегодное производство первичных энергоресурсов в стране составл€ет более 12 % от общего мирового производства. Ќа долю топливно-энергетического комплекса (“Ё ) приходитс€ сегодн€ около четверти производства валового внутреннего продукта (¬¬ѕ) –оссии и трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. ¬ отличие от большинства стран – экспортеров углеводородов, в –оссии имеетс€ крупный внутренний рынок их переработки и потреблени€. ¬ажно, чтобы внешний спрос не входил в противоречие с динамикой и приоритетами внутреннего рынка. 

    —»“”ј÷»я Ќј ќ—Ќќ¬Ќџ’ ћ»–ќ¬џ’ –џЌ ј’ ”√Ћ≈¬ќƒќ–ќƒќ¬

    ¬ последние полтора дес€тилети€ на мировом рынке нефти происходило наращивание ежегодных темпов прироста потреблени€ нефти. ¬ период с 1991 по 2000 год этот показатель увеличилс€ на 9,8 млн бар./сут., а в 2001–2004 годах – на 6,3 млн бар./сут. ѕри этом рынок был сбалансирован, а вот в том, что касалось спроса и предложени€, ключева€ роль отводилась на том или ином этапе разным регионам.

    ≈сли в начале указанного периода спрос расшир€лс€ за счет роста объемов потреблени€ нефти в —еверной јмерике, ≈вропе и странах јзии, вход€щих в ќрганизацию экономического сотрудничества и развити€  (ќЁ—–), то в последние годы лидерство по темпам роста перешло к  итаю. √одовой прирост увеличилс€ там с 0,32 до 0,4 млн бар./сут, в то врем€ как в —еверной јмерике этот показатель упал с 0,5 до 0,3 млн бар./сут, в ≈вропе – с 0,2 до 0,15 млн бар./сут, а в азиатских странах – членах ќЁ—– приблизилс€ к нулю.

    –астущий спрос начала 1990-х в основном удовлетвор€лс€ за счет увеличени€ добычи нефти в государствах, вход€щих в ќрганизацию стран – экспортеров нефти (ќѕ≈ ): среднегодовой темп роста составл€л 0,6 млн бар./сут. ¬ странах же бывшего ———– наблюдалось значительное падение объемов добычи. ќднако к началу XXI века ситуаци€ в корне изменилась: при сохранении среднегодовых темпов увеличени€ добычи нефти в странах ќѕ≈ , падении объемов добычи в ≈вропе и замедлении темпов роста в —еверной јмерике именно –осси€ стала главным стабилизатором мирового рынка нефти. 

    ¬ 2002–2004 годах на фоне беспрецедентного роста нефт€ных цен среднегодовые темпы прироста потреблени€ удвоились, достигнув 2 %. ¬ прошлом году при среднегодовой цене нефти марки Brent 38,3 дол./бар. потребление нефти в мире увеличилось на 3,3 %. ќднако сочетание высоких цен и замедлени€ темпов роста мировой экономики может привести к снижению темпов прироста потреблени€ нефти в 2005–2006 годах до 2,5–2,7 % и ниже.

    “ем не менее в течение последних 2–3 лет темпы увеличени€ спроса на рынках превысили ожидани€, поскольку в полной мере не были учтены ни фактор «новых экономик» – прежде всего  ита€ и в значительной мере »ндии, ни быстрый рост в этих странах промышленного производства, в том числе энергоемкого (например, черна€ металлурги€, производство цемента и т. п.), ни растущее потребление (например, начавша€с€ в  итае автомобилизаци€). ≈сли процессы бурного экономического подъема этих стран продолжатс€ и будут сопровождатьс€ ростом среднего класса и формированием характерного дл€ него стандарта жизни и потребностей, то общее увеличение спроса может опережать рост суммарного мирового ¬¬ѕ – €вление, не отмечавшеес€ с 1970-х. 

     онечно, трудно предположить, что быстрый рост цен и спроса состав€т долговременную устойчивую тенденцию. ѕараллельное существование этих двух €влений, как таковое, несет в себе противоречие. ¬ысокие цены позвол€ют как осваивать новые, ранее считавшиес€ нерентабельными ресурсы нефти, так и расшир€ть круг ее заменителей. ѕоследнее может особенно сильно повли€ть на снижение спроса.

    „то касаетс€ предложени€, то с ним пока не все так безоблачно, как представл€етс€. ќсвоение новых месторождений требует больше времени и средств, при этом добыча не всегда способна воврем€ восполнить продукцию истощающихс€ месторождений. 

    Ќе€сность с ресурсной базой, резкое снижение числа вновь открытых крупных нефт€ных ресурсов (и фактическое отсутствие новых нефтеносных провинций, в прошлом служивших основным фактором развити€ глобальной нефтедобычи) добавили нервозности и иррациональности игрокам на рынке, повысили обеспокоенность политических кругов. Ќе вызывает оптимизма и уровень политической стабильности в целом р€де основных стран-экспортеров. —корее всего, тенденци€ к увеличению спроса сохранитс€, но темп роста будет подвержен резким колебани€м как в силу внутренних и внешних конфликтов, так и по причине возможного по€влени€ новых быстроразвивающихс€ экономик.

    ¬ 1980–1990 годы преодоление последствий нефт€ных кризисов, обусловленных эмбарго со стороны арабских стран или договоренност€ми стран – членов ќѕ≈  об уровн€х добычи, св€зывалось с развитием ликвидного глобального рынка нефти и соответствующими инструментами преимущественно краткосрочного характера. ќднако в последнее врем€ упор делаетс€ на построение двусторонних преференциальных св€зей между потребител€ми и поставщиками нефти, что особенно характерно как дл€ политики —Ўј последних лет, так и дл€ «нефт€ной дипломатии»  ита€ и »ндии, активной и по-своему тоже глобальной.

    –екордные цены на нефть и соответственно на газ (на либерализованных рынках цены на газ св€заны также и с высоким спросом на него) способны в определенной степени «развернуть» ситуацию или уменьшить степень ее драматизма, но вр€д ли приведут к радикальным переменам в краткосрочной перспективе. — другой стороны, до сих пор, как известно, развитым странам удавалось так или иначе справл€тьс€ с угрозами такого рода, и на этом простом доводе основывают свою позицию р€д оптимистов.

    «Ќ≈‘“яЌџ≈» ѕќ«»÷»» –ќ——»»

    — 2000 по 2004 год –осси€, выступа€ на мировом рынке нефти в качестве главного стабилизирующего фактора, обеспечила самый высокий прирост добычи в мире – в три раза выше, чем у ќѕ≈ . ќднако ввиду падени€ в последние мес€цы темпов прироста добычи нефти и воздействи€ других, более фундаментальных факторов –осси€ вр€д ли сможет в дальнейшем сохранить эту роль, хот€ и продолжит оказывать существенное вли€ние на развитие мирового рынка.

      насто€щему моменту в –оссии уже открыто и разведано более трех тыс€ч месторождений углеводородного сырь€, причем разрабатываетс€ примерно половина из них. Ѕолее половины российской нефтедобычи и более 90 % добычи газа сосредоточены в районе ¬олго-”рала и «ападной —ибири. Ѕольшинство этих месторождений отличаютс€ высокой степенью выработанности, поэтому возникает необходимость развивать и альтернативные регионы добычи. ¬ долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи €вл€ютс€ “имано-ѕечора, полуостров ямал, западна€ часть арктического шельфа,  аспийский шельф, ѕрикаспий, ¬осточна€ —ибирь и ƒальний ¬осток. ќднако в обозримой перспективе в –оссии не ожидаетс€ открыти€ нефтегазоносной провинции, сопоставимой по масштабам с ¬олго-”ральской или тем более с «ападно-—ибирской и способной кардинально повли€ть на уровень добычи. ƒругие центры нефтедобычи будут в основном см€гчать последстви€ истощени€ наиболее крупных старых центров. ѕоэтому в ближайшее дес€тилетие веро€тно снижение темпов роста добычи с их последующей стабилизацией. ѕри этом не исключаютс€ колебани€ в ту или другую сторону, вызванные конъюнктурой мирового рынка.

    Ёкспорт нефти из –оссии зависит как от добычи нефти, так и от ее потреблени€ на внутреннем рынке. ¬нутреннее потребление нефти растет медленно вследствие резкого падени€ производства наиболее энергоемких отраслей. ѕоэтому дол€ экспорта нефти и нефтепродуктов еще долго будет превалировать над долей внутреннего потреблени€ в российской нефтедобыче. “ем не менее экономический рост в услови€х неразвитости энергосберегающих технологий приведет к росту внутреннего потреблени€.

    ќсновные районы нефтедобычи св€заны единой системой нефтепроводов акционерной компании «“ранснефть», котора€ обеспечивает транспортировку 95 % нефти на нефтеперерабатывающие заводы (Ќѕ«) –оссии, а также к экспортным терминалам по системе нефтепроводов «ƒружба» и через глубоководные нефтеналивные терминалы на „ерном и Ѕалтийском мор€х.

    ѕотенциально –осси€ имеет возможность выхода на все три крупнейших мировых рынка нефти и нефтепродуктов – европейский, североамериканский и рынок ёго-¬осточной и ёжной јзии. Ќо пока наша страна наиболее тесно св€зана с европейским рынком (включа€ республики бывшего ———–). ƒо 70-х годов прошлого столети€ б„льша€ часть нефти добывалась в европейской части –оссии, после освоени€ «ападно-—ибирской нефтегазоносной провинции ее транспортна€ инфраструктура была подключена к уже сложившимс€ мощност€м, ориентированным на европейский рынок. »сключение составл€ли только восточное и южное ответвлени€, сравнительно незначительные по своим возможност€м (они поставл€ют нефть на ќмский, јчинский, јнгарский и центральноазиатские Ќѕ« бывшего ———–).

    ѕостепенно растут поставки нефти на рынок јзиатско-“ихоокеанского региона (ј“–). Ќа этом рынке преобладают поставки в  итай, они же обеспечивают и основной прирост. ѕри нынешней степени разведанности и уровн€ разработки ресурсов ¬осточной —ибири (и даже с учетом поставок из «ападно-—ибирской нефтегазоносной провинции) экспорт нефти из –оссии в страны ј“– может составить 60–70 млн т, что не превысит 15 % объема китайского потреблени€. “аким образом, –осси€ не только будет не в состо€нии удовлетворить потребности стран ј“– в нефти, но и рискует вообще потер€ть этот рынок в случае промедлени€ с развитием транспортной инфраструктуры или сахалинских проектов. ¬месте с тем больша€ емкость нефт€ного рынка ј“– позвол€ет рассчитывать на рост экспорта российской нефти в р€д стран этого региона.

    ≈сли после 2010 года в основных нефтепроизвод€щих странах ј“– –  итае, »ндонезии, ћалайзии, јвстралии – произойдет, как ожидаетс€, снижение добычи, то дл€ удовлетворени€ растущего здесь спроса на нефть потребуетс€ значительное увеличение поставок из других районов мира. √лавным источником окажетс€ Ѕлижний ¬осток, также увеличитс€ объем импорта из —еверной и ÷ентральной јфрики, будут организованы крупномасштабные поставки из ÷ентральной јзии (в том числе из  аспийского региона) и –оссии.

    ƒо сооружени€ ¬осточного нефтепровода –осси€ планирует дальнейшее наращивание железнодорожных поставок нефти в  Ќ–. ¬ целом экспорт нефти в  итай по железной дороге в этом году составит более 11 млн т.   2010-му железнодорожные поставки нефти российских компаний в  Ќ– должны увеличитьс€ до 20 млн т/г. ¬ перспективе возможно увеличение этого показател€ до 30 млн т/г. —держивающим фактором €вл€ютс€ железнодорожные тарифы. ќднако, по информации –јќ «–оссийские железные дороги», при возрастающих объемах транспортировки нефти через «абайкальск предусматриваетс€ возможность уменьшени€ тарифа с 72 дол./т до 30. „то, кстати, может сделать железнодорожный маршрут более привлекательным по сравнению с «восточной трубой».

    Ќа американском рынке главным потребителем российской нефти €вл€ютс€ —Ўј, но эти поставки не играют заметной роли (в 2004 году они составили всего 7,3 млн т – 4 % суммарного российского нефт€ного экспорта). ѕо словам президента «“ранснефти» —емена ¬айнштока, —Ўј не готовы гарантировать достаточные объемы закупки российской нефти. Ѕолее того, у компании «нет уверенности в том, что —Ўј действительно требуютс€ не только за€вленные 30 млн., но и даже 20 млн т российской нефти».

    ≈вропейский рынок нефти €вл€етс€ наиболее «скромным» по объемам потреблени€, ценам и темпам роста. “ем не менее сложивша€с€ транспортна€ инфраструктура продолжает поддерживать российско-европейские «нефт€ные» св€зи. Ќа этом направлении возникают проблемы „ерноморских проливов, прохождени€ танкеров в ‘инском заливе, Ѕалтийском море и ƒатских проливах. Ѕлагопри€тное дл€ –оссии решение этих вопросов позволит закрепить ее роль стабильного масштабного поставщика нефти на европейский рынок. –осси€ заинтересована в том, чтобы в максимальной степени осуществл€ть экспорт нефти со своей территории непосредственно потребителю, сокраща€ транзит. ѕоэтому она будет стремитьс€ к сохранению имеющихс€ трубопроводных и терминальных мощностей и их наращиванию (расширение Ѕалтийской трубопроводной системы, строительство терминалов в ¬арандее, »ндиге, на  ольском полуострове). “олько в порту ѕриморск на Ѕалтийском море, ориентированном на увеличение экспорта в ≈вропу, предусматриваетс€ развитие мощностей до 62 млн. т в год.

    ќбсуждаемый сейчас вопрос о перенасыщенности европейского рынка т€желой высокосернистой нефтью, к которой относитс€ российска€ экспортна€ смесь Urals, кардинально разрешим только путем раздельной транспортировки различных сортов нефти. ј этого, в свою очередь, можно добитьс€ через строительство новых нефтепроводов из районов, в которых добываютс€ малосернистые сорта. ѕеренасыщенность европейского рынка – не столько следствие увеличени€ предложени€, сколько результат роста цен на саму нефть. ¬ период относительно низких цен за рубежом было введено в действие значительное количество перерабатывающих мощностей, ориентированных на т€желую сернистую нефть, относительно дешевую. –азница в цене в 2–4 дол./бар. делала сложные и дорогие процессы переработки экономически эффективными.  огда цены удвоились и даже утроились, подобна€ разница в цене утратила вс€кий смысл и соответствующие перерабатывающие мощности стали выводитьс€ из эксплуатации, как неконкурентоспособные. ¬ыжившим предпри€ти€м пришлось установить разницу в цене в размере 6–8 долларов против стандартных сортов. ќстаетс€ ждать снижени€ цен до прежнего уровн€, что маловеро€тно, или строить новые трубопроводы дл€ транспортировки более дорогих сортов нефти.

     онечно, есть еще один вариант – перерабатывать всю высокосернистую нефть в –оссии, но он потребует не только осуществлени€ крупной технической программы модернизации нефтепереработки в районе ”рала и ѕоволжь€, но и прин€ти€ эффективных политических и законодательных решений. ƒело в том, что в данном случае целые компании будут отключены от экспорта своей нефти и это потребует компенсации за счет тех компаний, которые выигрывают от такого решени€.

    ¬ насто€щее врем€ правительство –‘ предусматривает максимально увеличить экспорт на растущий рынок ј“–, переадресовав туда значительную часть поставок со стагнирующего европейского рынка. Ёту, безусловно, актуальную задачу можно решить разными способами: интенсифицировать поставки железнодорожным транспортом, реанимировать «сп€щие» сахалинские проекты и возобновить работы на других перспективных участках шельфа ќхотского мор€, использовать возможности стро€щегос€ нефтепровода  азахстан –  итай, воспользоватьс€ нефт€ным потенциалом ¬осточной —ибири.  ак уже упоминалось выше, прин€то решение первоначально транспортировать нефть из «ападной —ибири, что при предполагаемых тарифах ставит нефт€ные компании в трудное положение. ѕри всем оптимизме руководства страны успех этого предпри€ти€ далеко не очевиден – прежде всего из-за неопределенности с сырьевой базой ¬осточной —ибири.

    Ќ≈‘“≈ѕ–ќƒ” “џ: —ƒ≈ЋјЌќ ¬ –ќ——»»

    ¬ услови€х относительно низких внутренних цен на сырье и отсутстви€ возможности существенно увеличить экспорт нефти многие российские компании вплотную зан€лись наращиванием производства нефтепродуктов и продажи их за рубеж. ќсновные экспортные продукты – мазут (45 % экспорта) и дизтопливо. Ёкспорт бензина (5 % в структуре экспорта в физическом объеме и около 6,5 % в структуре экспортной выручки) пока относительно невыгоден, так как внутри страны на него существует устойчивый платежеспособный спрос по достаточно привлекательным дл€ поставщиков ценам.  роме того, введение в ≈вропе еще более жестких требований к качеству нефтепродуктов заставл€ет российские компании все больше тратить на модернизацию перерабатывающих мощностей.

    ¬ Ёнергетической стратегии страны до 2020 года об увеличении поставок за рубеж нефтепродуктов и переработке растущей части предназначенных на экспорт объемов нефти говоритс€ как об одном из важных приоритетов.

    ќператором соответствующих статей экспорта по нефтепродуктопроводам €вл€етс€ государственна€ компани€  «“ранснефтепродукт» (“Ќѕ). ѕо сравнению с «“ранснефтью», контролирующей подавл€ющую часть нефт€ного транспорта и экспорта, позиции “Ќѕ скромнее: более 23 % российского транспорта светлых нефтепродуктов, около 60 % экспорта дизельного топлива и примерно четверть экспортного автобензина. ќстальные нефтепродукты вывоз€тс€ железнодорожным транспортом, который фактически составл€ет конкуренцию “Ќѕ. ќдна из причин такого положени€ кроетс€ в проблеме сохранени€ качества нефтепродуктов при их транспортировке по трубопроводам “Ќѕ.

    Ѕольшинство российских Ќѕ« в насто€щее врем€ провод€т модернизацию, с тем чтобы наладить выпуск моторных топлив, соответствующих европейским стандартам качества. ѕоэтому есть основание предполагать, что через несколько лет произойдет значительный рост экспорта светлых нефтепродуктов. —оответственно должна увеличитьс€ и пропускна€ способность магистральных нефтепродуктопроводов, принадлежащих “Ќѕ.  омпани€ «“ранснефтепродукт» активизировала свою де€тельность по развитию экспортных  мощностей. ѕредусматриваетс€ реализаци€ р€да проектов, позвол€ющих вывести магистральные продуктопроводы на побережье Ѕалтийского и „ерного морей, снизить зависимость российского экспорта нефтепродуктов от транзита по территории сопредельных стран и повысить коммерческую эффективность поставок. ќсобенно важную роль здесь способен сыграть проект «—евер»: в результате его реализации по€витс€ новый экспортный нефтепродуктопровод к российскому побережью Ѕалтийского мор€.  ак по маршруту, так и по концепции он аналогичен Ѕалтийской трубопроводной системе, успешно решающей задачу минимизации транзита нефти через третьи страны.  роме того, российские компании намерены расшир€ть участие в собственности и управлении р€да европейских нефтеперерабатывающих и сбытовых организаций.

    „то же касаетс€ восточного вектора, то в прошлом году из –оссии в страны ј“– было поставлено около 7 млн т нефтепродуктов, в основном дизельного топлива и мазута. ¬ дальнейшем объем экспорта может быть доведен до 10–12 млн т, но только при условии значительного повышени€ качества продукции.

    —»“”ј÷»я — ѕ–»–ќƒЌџћ √ј«ќћ

    ƒобыча. ѕо разведанным запасам газа –осси€ занимает первое место в мире (приблизительно 34 % мировых запасов). Ќа «ападную —ибирь приходитс€ 76 %, на ”рало-ѕоволжье – 8 %, на районы ≈вропейского —евера – 1 %, на ¬осточную —ибирь – 3 %, на ƒальний ¬осток – 3 %, на шельф – 8 %. ¬ насто€щее врем€ более 90 % добычи газа обеспечивают уникальные крупные месторождени€. Ќа долю ”ренгойского, ямбургского и ћедвежьего месторождений приходитс€ больше половины газа, добываемого ќјќ «√азпром», и примерно 65 % всего российского газа. ќднако эти три месторождени€ постепенно вырабатываютс€.

    ¬ насто€щее врем€ «√азпром» зан€т разработкой сразу нескольких новых проектов по добыче газа: на ƒальнем ¬остоке, полуострове ямал, арктическом шельфе и некоторых других. »х реализаци€ потребует строительства новых и реконструкции действующих газотранспортных мощностей, а себестоимость добычи будет возрастать.

    »нфраструктура. ≈дина€ система газоснабжени€ (≈—√) –оссии, принадлежаща€ ќјќ «√азпром», €вл€етс€ крупнейшей в мире системой транспортировки газа. ≈е прот€женность – более 153,3 тыс. км, при этом возраст и состо€ние инфраструктуры требуют все более пристального внимани€. ѕропускна€ способность ≈—√ превышает 600 млрд куб. м, но уже начина€ с 2006-го предполагаетс€ ее увеличение.

    Ёкспорт и импорт газа. «√азпром» осуществл€ет экспорт газа в страны ÷ентральной и «ападной ≈вропы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов. ≈вросоюз – основной покупатель российского газа; крупными импортерами €вл€ютс€ такие страны, как √ермани€, »тали€, ‘ранци€, ¬енгри€, —ловаки€, „ехи€, ѕольша. «начительна€ дол€ приходитс€ на “урцию. ¬ ближайшие годы ожидаетс€ существенное увеличение экспортных поставок в ¬еликобританию. ¬ дополнение к собственному производству «√азпром» на основании среднесрочных и долгосрочных контрактов закупает газ у независимых производителей и продает его потребител€м, в том числе и на экспорт.

    –ынки. ≈вропейский рынок испытывает потребность в увеличении поставок российского газа. ≈мкость этого рынка устойчиво растет (в прошлом году потребление газа странами – членами ≈—-25 составило пор€дка 470 млрд куб. м, а к 2010-му, по данным ћеждународного энергетического агентства (ћЁј), достигнет 610–640 млрд куб. м). ѕроведение странами ≈вропейского союза политики жестких ограничений на выбросы парниковых газов в соответствии с  иотским протоколом, а также неспособность возобновл€емых источников энергии конкурировать с традиционными также повлечет за собой рост потреблени€ газа в ≈вропе. ¬озможно, эта тенденци€ изменитс€, если будут прин€ты решени€ в пользу развити€ атомной энергетики. ѕока же прогнозы на 2020 год показывают, что зависимость ≈— от импорта природного газа возрастет с нынешних 40 % до 70–80 % объема потреблени€, при этом дол€ российского газа в объеме импорта может увеличитьс€ с нынешних 26 % до 40–50 %.

     онечно, така€ степень зависимости и даже ее веро€тность вынуждают резко повысить уровень взаимодействи€ и вести поиск новых форм сотрудничества в энергетической (и прежде всего газовой) сфере. 

    ѕ–»ќ–»“≈“Ќџ≈ ѕ–ќ≈ “џ Ќј ЅЋ»∆ј…Ў»≈ √ќƒџ

    —еверо-≈вропейский газопровод (—≈√). ≈го реализаци€ позволит освоить принципиально новый маршрут (по дну Ѕалтийского мор€ от ¬ыборга до побережь€ √ермании) экспорта в ≈вропу, диверсифицировать экспортные потоки, напр€мую св€зать газотранспортные сети –оссии и стран Ѕалтийского региона с общеевропейской газовой сетью. ќтличительной особенностью —≈√ €вл€етс€ отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает как страновые риски, так и стоимость транспортировки российского газа, одновременно повыша€ надежность его поставок на экспорт. ѕроектом предусмотрено строительство по договоренности морских газопроводов – отводов дл€ подачи газа потребител€м других стран – членов ≈вросоюза. Ќачало поставок по —≈√ запланировано на 2010-й, максимальна€ производительность составит 55 млрд куб. м/г.; 

    проекты, которые призваны решить важнейшие задачи, обозначенные в Ёнергетической стратегии –оссии на период до 2020 года. »х цель – формирование и развитие нефтегазового комплекса ¬осточной —ибири и ƒальнего ¬остока, реализаци€ перспективных проектов с возможным выходом –оссии на јзиатско-“ихоокеанский энергетический рынок.

    ¬ насто€щее врем€ к внесению на рассмотрение правительства готовитс€ ѕрограмма создани€ в ¬осточной —ибири и на ƒальнем ¬остоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжени€ с учетом возможного экспорта газа на рынки  ита€ и других стран ј“–. јвторы программы (а готовилась она не ћинистерством промышленности и энергетики, а «√азпромом») предлагают сделать ставку на сахалинские проекты и почти полностью заморозить разработку уникальных  овыктинского и „а€ндинского месторождений. ѕолна€ реализаци€ сахалинских проектов позволит создать новую крупную базу нефтегазодобычи дл€ обеспечени€ углеводородами российского ƒальнего ¬остока и стран ј“– вплоть до западного побережь€ американского континента;

     

    газопровод ямал – ≈вропа, предназначенный дл€ обеспечени€ контрактных и перспективных поставок природного газа в ≈вропу. ѕолуостров ямал – один из наиболее перспективных нефтегазоносных районов «ападной —ибири, наиболее важный из новых стратегических регионов «√азпрома». «десь открыто 26 месторождений, их разведанные запасы газа составл€ют 10,4 трлн куб. м, извлекаемые запасы конденсата – 228,3 млн т, извлекаемые запасы нефти – 291,8 млн т.

     

    Ќа первом этапе реализации проекта в качестве сырьевой базы используютс€ действующие и новые месторождени€ Ќадым-ѕур-“азовского региона “юменской области. ¬ дальнейшем газ будет подаватьс€ с Ѕованенковского месторождени€ на полуострове ямал. ѕрот€женность трассы газопровода на первом этапе – 2 675 км, проектный объем транспортировки газа по первой нитке – пор€дка 33 млрд куб. м/г. 

    ѕоставки сжиженного природного газа (—ѕ√). ¬ св€зи с возрастающим спросом на газ на всех основных рынках (—Ўј, ≈вропа, јзи€) и посто€нным снижением стоимости производства и транспортировки —ѕ√ (на 35–50 % за последние 10 лет) в –оссии ведутс€ интенсивные работы по подготовке и реализации крупных проектов производства и поставки —ѕ√ на все основные мировые рынки. Ёто, например, штокмановский проект, который позволит поставл€ть —ѕ√, произведенный на базе Ўтокмановского газоконденсатного месторождени€, на рынки сбыта в ≈вропе, на побережье ћексиканского залива и на ¬осточное побережье —Ўј. ќжидаетс€, что эксплуатаци€ этого месторождени€, запасы которого превышают 3 трлн куб. м газа, начнетс€ в 2010-м, а годова€ добыча достигнет ориентировочно 67,5 млрд куб. м/г.  роме того, разрабатываютс€ проекты создани€ комплекса по сжижению газа на побережье Ѕалтийского мор€ в Ћенинградской области, а также технико-экономические обосновани€ морской поставки сжатого природного газа как в отдельные регионы –‘ ( алининградска€ область), так и на экспорт.

    Ќќ¬џ≈ ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»я

     

    ¬ажнейшим фактором изменени€ внешнеэкономической среды дл€ газовой отрасли –оссии станов€тс€ либерализаци€ европейского рынка газа, интенсивное формирование новых производителей в —еверной и «ападной јфрике, на Ѕлижнем ¬остоке и в ÷ентральной јзии, а также рост атлантического и дальневосточного рынков вкупе с созданием сетевого рынка газа в  итае. 

    ¬ течение нескольких лет потребители российских углеводородов настаивают на строительстве энергетических мостов и приглашают к полномасштабному сотрудничеству в области энергетики. ќднако пока все сводитс€ к экспорту энергоресурсов из –оссии и участию иностранных компаний в российских добывающих проектах. Ќеобходимо мен€ть тип взаимоотношений – перейти от простых поставок сырь€ к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов, а впоследствии и к широкому взаимодействию в инвестиционной сфере.

    ѕостроить современную развитую экономику возможно только при максимально эффективном использовании возможностей выработки продукции с высокой добавленной стоимостью, и –осси€ неизбежно будет все активнее продвигатьс€ в этом направлении. ”читыва€ традиции взаимодействи€ в предыдущие эпохи, экономический потенциал стран – потребителей российских углеводородов и их посто€нную заинтересованность в углублении партнерства с –‘, можно ожидать, что зарубежный бизнес станет важнейшим участником этих процессов. ”частие в российских проектах обеспечит энергоемкие производства наших зарубежных партнеров продукцией высоких переделов, что создаст мощный синергетический эффект дл€ экономик обеих сторон.

    Ѕесспорно, большиАм потенциалом обладают также проекты, св€занные с энергосбережением за счет внедрени€ современных технологий, процессов и оборудовани€: они будут способствовать формированию экспортных энергоресурсов. ѕри этом, однако, во многих случа€х может потребоватьс€ адаптаци€ примен€емых средств к российской среде, включа€ ценовые услови€ и возможности потребителей/покупателей; дл€ этого крайне важны взаимодействие с российскими партнерами и нахождение эффективных форм включени€ «российского компонента».

    ћежду тем ключевым условием активизации сотрудничества –оссии и зарубежных партнеров в энергетической сфере €вл€етс€ сближение законодательно-нормативных баз. “ак, есть необходимость в дополнительном регулировании вопросов по трансграничным трубопроводам, например таких, как обмен информацией и пор€док взаимодействи€ при чрезвычайных происшестви€х. —ледует также учитывать об€зательства –оссии по действующим международным соглашени€м и перспективу заключени€ новых договоренностей. ¬ частности, ƒоговор к Ёнергетической хартии может потребовать уточнени€ правил использовани€ транзитных мощностей.

    ƒругой аспект св€зан с продвижением интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в основе которых лежат «стыковка» инфраструктурных комплексов, взаимные поставки и транзит энергоносителей. ѕравда, здесь все более существенную и не всегда позитивную роль играет политическа€ составл€юща€.


    —писок публикаций
 
 
     
Blocked/–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ

IP-–∞–і—А–µ—Б –і–∞–љ–љ–Њ–≥–Њ —А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –Ј–∞–±–ї–Њ–Ї–Є—А–Њ–≤–∞–љ –≤ —Б–Њ–Њ—В–≤–µ—В—Б—В–≤–Є–Є —Б –і–µ–є—Б—В–≤—Г—О—Й–Є–Љ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–Њ–і–∞—В–µ–ї—М—Б—В–≤–Њ–Љ.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/–Ш–і2971-18–У–µ–љ–њ—А–Њ–Ї—Г—А–∞—В—Г—А–∞

–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Ї –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–Љ—Г —А–µ—Б—Г—А—Б—Г –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ –љ–∞ –Њ—Б–љ–Њ–≤–∞–љ–Є–Є –§–µ–і–µ—А–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –Њ—В 27 –Є—О–ї—П 2006 –≥. вДЦ 149-–§–Ч "–Ю–± –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є, –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є—П—Е –Є –Њ –Ј–∞—Й–Є—В–µ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є".

–Х—Б–ї–Є –Т—Л —Б—З–Є—В–∞–µ—В–µ, —З—В–Њ –≤–Ї–ї—О—З–µ–љ–Є–µ ip-–∞–і—А–µ—Б–∞ –љ—Г–ґ–љ–Њ–≥–Њ –Т–∞–Љ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –≤ "–Х–і–Є–љ—Л–є —А–µ–µ—Б—В—А..." –Є–ї–Є "–†–µ–µ—Б—В—А –і–Њ–Љ–µ–љ–љ—Л—Е –Є–Љ–µ–љ..." –њ—А–Њ–Є–Ј–Њ—И–ї–Њ –њ–Њ –Њ—И–Є–±–Ї–µ, –Є–ї–Є –Њ–љ–Њ –љ–∞—А—Г—И–∞–µ—В –Т–∞—И–Є –Ј–∞–Ї–Њ–љ–љ—Л–µ –њ—А–∞–≤–∞, –њ–Њ–ґ–∞–ї—Г–є—Б—В–∞, –Њ–±—А–∞—Й–∞–є—В–µ—Б—М –љ–µ–њ–Њ—Б—А–µ–і—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ –Ї —Г–њ–Њ–ї–љ–Њ–Љ–Њ—З–µ–љ–љ–Њ–Љ—Г –Њ—А–≥–∞–љ—Г –њ–Њ –Ї–Њ–Њ—А–і–Є–љ–∞—В–∞–Љ –љ–∞ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—Б–∞–є—В–µ —А–µ–µ—Б—В—А–∞.

–Я–µ—А–µ–є—В–Є –љ–∞ —Б–∞–є—В
–£–љ–Є–≤–µ—А—Б–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ —Б–µ—А–≤–Є—Б–∞ –њ—А–Њ–≤–µ—А–Ї–Є –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В–∞–Љ –Є–ї–Є —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞–Љ —Б–∞–є—В–Њ–≤ —Б–µ—В–Є "–Ш–љ—В–µ—А–љ–µ—В"