—татьи
 
  • Ђ√азова€ ќѕ≈ ї или другие формы взаимодействи€?

    ‘ейгин ¬. ». –евенков ¬. ».
    —татьи,
    21 августа 2007

     

     

     

    © "–осси€ в глобальной политике". є 4, »юль - јвгуст 2007


    „ем выше спрос на газовое топливо и интерес к мировому рынку этого сырь€, тем актуальнее иде€ объединить его ведущих экспортеров. ѕервые шаги уже делаютс€. —уществующий ‘орум стран – экспортеров газа (‘—Ё√), по сути, представл€ет собой клуб с «м€гким» членством и свободной формой обсуждени€ проблем. ¬ последнее врем€ начат процесс укреплени€ этой организации и активизации ее работы. ¬месте с тем высказываютс€ предложени€ по кардинальному расширению взаимодействи€ поставщиков газа. ¬ качестве модели упоминаетс€ ќрганизаци€ стран – экспортеров нефти (ќѕ≈ ), созданна€ в 1960 году, и в обиход уже вошел соответствующий термин – «газова€ ќѕ≈ ». Ќекоторые основани€ дл€ таких рассуждений есть – ведь рынки нефти и газа тесно св€заны между собой, а реальна€ ценова€ политика на газовом рынке во многом (хот€ и не во всем) определ€етс€ действи€ми государств – членов ќѕ≈ .

    ќѕ≈  » –ќ——»я

     лассическим примером действий ќѕ≈  по изменению мировой конъюнктуры служит политика этой организации во врем€ нефт€ного кризиса в 1973-м. Ќарушение (в результате эмбарго) привычного режима поставок нефти из арабских стран на мировые рынки, и прежде всего в —оединенных Ўтатах, спровоцировало рост цен в четыре раза, а в 1976–1978 годах они подн€лись еще вдвое. –еакцией стран-потребителей на шок стала политика энергосбережени€, включавша€ разнообразные меры государственного содействи€ этому процессу. ¬ результате в —Ўј и других странах, завис€щих от импорта, стала повышатьс€ эффективность потреблени€ нефти и нефтепродуктов, а также природного газа. ѕараллельно развернулись процессы интенсификации производства нефти в самих —оединенных Ўтатах и в целом р€де не вход€щих в ќѕ≈  стран, и в этом активно участвовали крупнейшие транснациональные нефтегазовые корпорации.   концу 1980-х мировые цены в реальном выражении вернулись к предкризисному (1976–1978) уровню.

    ¬ 1990-х годах внутри ќѕ≈  начали нарастать противоречи€. Ѕорьба за сохранение или увеличение рыночной доли отдельных стран и соответственно несогласованность позиций снижали эффективность политики поддержани€ цен. ¬ таких услови€х в мире (в том числе и в –оссии) стали активно поговаривать о неминуемом скором крахе «последнего картел€». Ќо и этот кризисный этап в целом был пройден. —егодн€шн€€ ќѕ≈  – уникальна€ политико-экономическа€ структура, в которой налицо определенна€ консолидаци€ позиций как арабских, так и неарабских стран-членов.

    ќсознав риски, св€занные с картельным поведением стран – экспортеров нефти, развитые государства – участники ќрганизации экономического сотрудничества и развити€ (ќЁ—–), прин€ли согласованные институциональные решени€, создав в 1974-м ћеждународное энергетическое агентство (ћЁј) и сформировав под его эгидой нефт€ной резерв. “ак картельные действи€ группы производителей, а затем решени€ группы потребителей, направленные на снижение рисков, собственно, и привели к нынешнему противосто€нию производителей и потребителей нефти.

    –осси€ €вл€етс€ активным и важным участником мирового нефт€ного рынка, страной – наблюдателем в ќѕ≈  и в целом выигрывает от существовани€ картел€. ѕочему же она, тем не менее, не стала полноценным членом этой организации и должна ли стремитьс€ вступить в нее?

    ¬о-первых, главна€ за€вленна€ цель ќѕ≈  – регулирование мирового нефт€ного рынка и цен в первую очередь за счет введени€ и соблюдени€ квот на поставки. –егулирование поставщиками цен считаетс€ нерыночной мерой и часто квалифицируетс€ как ценовой сговор. ¬ определенные периоды кризисов, прежде всего политических, создаетс€ впечатление, будто ќѕ≈  использует ценовые механизмы в качестве политического рычага и это негативно сказываетс€ на воспри€тии ее как картельной организации. ѕри этом ќѕ≈  подразумевает жесткое членство: страны-члены несут об€зательства по выполнению принимаемых ими решений (однако и не всегда в полной мере им следуют).

    ’от€ довольно грубые методы, примен€емые ќѕ≈ , пока и выполн€ют свою стабилизирующую роль, но идет активный поиск других – более рыночных – механизмов стабилизации конъюнктуры. ¬ таком обновлении нуждаетс€ весь нефт€ной рынок, а если брать шире, то и вс€ энергетика, причем, как ни парадоксально, в поддержке со стороны стабилизирующих рынок механизмов нуждаютс€ и принимаемые развитыми государствами меры по развитию альтернативных нефти источников энергии.

    ќѕ≈ , кроме того, несет на себе т€желый груз конфликтного прошлого. ќна объедин€ет лишь чисто сырьевые страны, некоторые из которых провод€т конфронтационную внешнюю политику.

    ¬о-вторых, в 2000–2005 годах –осси€, исход€ из внутренних возможностей и конъюнктуры мирового рынка, увеличила добычу нефти на 45 % (с 323,3 млн т до 470 млн т). —оответственно вырос и экспорт нефти и нефтепродуктов, что сыграло важную роль в стабилизации этих рынков и улучшении финансово-экономического положени€ нашей страны. ¬ случае полноценного членства –оссии в ќѕ≈  осуществить такой рывок было бы весьма трудно, если и вообще возможно.

    ¬-третьих, первые этапы истории ќѕ≈  ассоциируютс€ в развитых государствах с нефт€ным эмбарго 1973-го, которое повлекло за собой масштабные перемены на мировом рынке и вокруг него. ¬ частности, усили€ крупных стран по расширению роли независимых производителей нефти из стран, не вход€щих в ќѕ≈ , вызвали значительное снижение доли картел€ в мировом экспорте нефти (с 86,1 % в 1973 году до 50,9 % в 2005-м).

    “аким образом, именно благодар€ следованию своей собственной логике –осси€ в насто€щее врем€ €вл€етс€ крупнейшим независимым производителем нефти.

    “очно так же полноценное членство –оссии в ќѕ≈  осложнило бы ее роль председател€ «Ѕольшой восьмерки» в 2006 году. Ѕудь наша страна членом картел€, об€зательства перед ним св€зали бы ћоскве руки при обсуждении вопросов глобальной энергетической безопасности.

    ћежду тем в решени€х G8 подчеркиваетс€ необходимость развити€ взаимодействи€ между производител€ми и потребител€ми энергии дл€ решени€ глобальных проблем энергобезопасности, серьезно обострившихс€ в последнее врем€.  ак крупнейший производитель и экспортер нефти и газа, быстроразвивающа€с€ –осси€, котора€ по все большему числу параметров становитс€ полноправным участником клуба развитых государств (об этом, в частности, свидетельствует недавнее приглашение ќЁ—– начать переговоры о вступлении –‘ в данную организацию), призвана сыграть в этих процессах ключевую роль.

    ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» √ј«ќ¬џ’ –џЌ ќ¬

    Ќа современном этапе мировой газовый рынок все еще характеризуетс€ фрагментарностью, а формирование цен на природный газ напр€мую св€зано с особенност€ми региональных рынков.

    —евероамериканский газовый рынок – один из наиболее прозрачных, его либерализаци€ началась в середине 1980-х годов. Ќа этом рынке присутствует множество самосто€тельных компаний, кажда€ из которых действует в одной, а то и в нескольких территориальных зонах либо в той или иной производственно-хоз€йственной сфере (добыча, транспорт, распределение, поставки газа). »нформаци€ о транспортных тарифах, услови€х доступа к мощност€м и пр. общедоступна. Ѕолее того, прозрачными €вл€ютс€ цены на газ, формируемые примерно на четырех дес€тках торговых площадок (главна€ среди них – виртуальна€ площадка Henry Hub в штате Ћуизиана). “екущее состо€ние спроса и предложени€ природного газа в этих точках торговли – основа формировани€ цен на газ в —Ўј.

    —оотношение между спросом и предложением на американских торговых площадках имеет подвижный сезонный характер и зависит от разного рода неконтролируемых факторов, что периодически приводит к нарушению баланса и высокой волатильности газовых цен.

    ÷ены на импортируемый в —оединенные Ўтаты сжиженный природный газ (—ѕ√) также прив€заны к текущим ценам Henry Hub, что обусловливает резкий перепад цен на отдельно поставл€емые партии этого товара. –ынок танкерных поставок —ѕ√ парти€ми функционирует во многом так же, как мировой нефт€ной рынок. ¬ насто€щее врем€ импорт —ѕ√ €вл€етс€ в —Ўј фактором воздействи€ на внутренние цены в сторону их понижени€: он дополн€ет национальную газодобычу и служит средством, позвол€ющим поддерживать равновесие между предложением и растущим спросом либо ликвидировать дисбаланс в поставках.

    ѕоскольку нефть и нефтепродукты – основные конкуренты газа на внутреннем энергетическом рынке —оединенных Ўтатов, цены в главном газовом хабе (центр, сердечник от английского hub. – –ед.) тесно св€заны с маркерными ценами (маркер – базисный сорт нефти дл€ определени€ цен. – –ед.) западнотехасской средней нефти (WTI). ¬ отдельные периоды экономического развити€ внутренние газовые цены даже выход€т на уровень, превышающий цены на отдельные нефтепродукты (мазут, дизельное топливо) в расчете на равный энергетический эквивалент (к примеру, в 2003 году). ќднако в последние годы цены на газ в целом на этом рынке устанавливаютс€ на более низком уровне, чем нефт€ные цены (в соответствующем эквиваленте).

    Ѕолее сложна€ св€зь между ценами на нефть и газ установилась на европейском газовом рынке. –егион зависит от импорта природного газа, цены на который устанавливаютс€ на договорной основе согласно долгосрочным контрактам. ѕри этом основное вли€ние на ценообразование оказывают оп€ть-таки конкурирующие энергоносители – в первую очередь нефтепродукты, а также нефть и уголь. »нформаци€ о ценах, оговариваемых в долгосрочных контрактах, традиционно носит конфиденциальный характер. Ѕазовые уровни цен, равно как и формы их прив€зки к тем или иным альтернативным энергоносител€м и индексации, определ€ютс€ в процессе согласовани€ сторонами конкретного контракта. ƒальнейшее ценообразование происходит под воздействием конкретных условий поставки, а также структурной, налоговой и энергетической политики соответствующей страны.

    ¬ последнее врем€ в ≈вропейском союзе (за исключением ¬еликобритании) идет медленный процесс развити€ спотовой торговли газом и формировани€ газовых хабов, цены в которых примерно отражают соотношение спроса и предложени€. «начительные отклонени€ газовых цен на торговых площадках от цен на альтернативные энергоносители св€заны, как правило, с нестандартными внешними услови€ми (аномально тепла€ либо холодна€ погода) и/или недостаточностью инфраструктурных мощностей. ¬ ¬еликобритании, где эти процессы (в значительной мере по образцу американского рынка) были проведены раньше, широко про€вились их последстви€ – как расширение конкуренции поставщиков, так и резко возросша€ волатильность цен.

    ќтметим, что если до недавнего времени котировки цены американского сорта нефти WTI €вл€лись мировыми маркерами (цена североморского сорта Brent торговалась с дисконтом, хот€ по качеству эти два сорта примерно одинаковы), то с начала 2007-го (особенно на фоне апрельских геополитических рисков, св€занных с ситуаци€ми в »ране и Ќигерии) лидирующие позиции начинает занимать североморска€ нефть (преми€ к нефти WTI достигала рекордных значений).

     ак считают аналитики финансовой группы Morgan Stanley, в долгосрочной перспективе цены на нефть будут расти, причем нефть североморского сорта окажетс€ дороже американской. Ёти тенденции, скорее всего, на европейском газовом рынке будут учитыватьс€ в новых формульных конструкци€х прив€зки цены природного газа к цене нефти и нефтепродуктов.

    ¬ международной торговле растет признание концепции ценообразовани€, основанной на методике обратного счета (net back – опосредованна€ цена газа на базовом рынке сбыта минус затраты на транспортировку. – –ед.). ‘ормально (и теоретически) этот метод и раньше €вл€лс€ ключевым, но на деле все выгл€дело несколько иначе. –оль подобного подхода мен€етс€ по мере формировани€ единого европейского рынка и ввиду отмены в контрактах положений о конечных пунктах поставки (destination clauses). »менно концепцией net back обосновывалась необходимость пересмотра цен на газ, поставл€емый из –оссии в ”краину, ћолдавию и Ѕелоруссию, и приближени€ их к условным мировым ценам, хот€ в отношении государств – участников —Ќ√ данный подход до тех пор не примен€лс€.

    –езультаты исследований рыночных тенденций и анализ современных способов повышени€ эффективности экспорта дают российской стороне основани€ дл€ того, чтобы применить net back к ценам на весь газ, который поставл€етс€ в страны, вход€щие в экономическое пространство ≈вропы. —огласно нашим оценкам, а также и расчетам, выполненным под эгидой —екретариата Ёнергетической хартии, применение этого подхода и признание его мировым сообществом может увеличить рентабельность экспорта российского природного газа. ќднако каковы бы ни были новые методы, они так или иначе св€заны с ценами на нефть и нефтепродукты, поскольку используют их дл€ расчета потребительской стоимости газа.

    ћежду тем такие поставщики природного газа на европейский рынок, как Ќидерланды, смогли в последнее врем€ выторговать себе более выгодные услови€ поставок газа. ќни ссылались на истощение ресурсов, которыми обладает ¬еликобритани€, а также на то, что в услови€х высокой конъюнктуры 2006 года необходимо учитывать новые рыночные реалии, в частности экономические индикаторы в форме котировок в британском Ќациональном балансировочном пункте (ЌЅѕ). — тех пор, несмотр€ на последовавший спад активности в ЌЅѕ, экспортные цены на газ Ќидерландов, по имеющейс€ информации, сохран€ютс€ на самом высоком уровне и продолжают удерживатьс€, но уже в прив€зке к традиционным индикаторам – ценам нефти и нефтепродуктов. ћожно предположить, что страны, покупающие у них газ, согласились на преференциальную формулу цены, учитыва€ предоставл€емую поставщиком гибкость графика поставок в течение годичного цикла.

    јзиатско-тихоокеанский рынок – крупный производитель и потребитель сжиженного природного газа. «дешние особенности формировани€ внешнеторговых цен на —ѕ√ св€заны с ориентацией на преимущественно внутрирегиональную торговлю. «аинтересованность поставщиков и потребителей —ѕ√ в стабильности цен обуславливает согласованное применение формульных ограничений минимумов и максимумов газовых цен по так называемой S-кривой (крива€ ограничений цены —ѕ√ по максимальному и минимальному уровню мировых нефт€ных цен. – –ед.) с целью разделени€ рисков на фазах роста и снижени€ мировых цен на нефть. Ѕазовым ориентиром выступают оп€ть-таки нефт€ные цены в форме средневзвешенной цены импортируемой нефт€ной корзины.

    ћ≈’јЌ»«ћџ  ќќ–ƒ»Ќј÷»»

    ѕо мере развити€ торговли сжиженным природным газом мировой газовый рынок становитс€ более глобальным. ѕредполагаетс€, что могут иметь место и бурный рост внешнеторговых операций, и реализаци€ многочисленных проектов по развитию инфраструктуры производства/приемки —ѕ√ в разных част€х света. ѕоэтому в ближайшие годы следует ожидать по€влени€ в лице —ѕ√ нового рычага оперативного воздействи€ на регулирование мирового спроса и предложени€ газа. Ёто может самым существенным образом способствовать как стабилизации газовых цен, так и определенному общему понижению их уровн€ за счет повышени€ конкуренции поставщиков и ликвидности рынка.

    Ќеобходимость поиска форм координации в газовой сфере налицо даже при том, что ценообразование на трубопроводный и сжиженный природный газ носит преимущественно долгосрочный характер, основанный на индексации по корзине нефтепродуктов и не прив€занный к краткосрочной конъюнктуре рынка газа (если не считать особенностей североамериканского и британского рынков).

    ¬озможный переизбыток вводимых мощностей способен породить неоправданно высокую конкуренцию между поставщиками, котора€ ослабит их позиции при выработке ценовых формул новых контрактов. “акой избыток мощностей может также вынудить производителей прин€ть меры по расширению своего присутстви€ на торговых площадках, привести к формированию избытка предложени€ газа и к снижению спотовых цен на него, т. е. к пр€мым потер€м дл€ поставщиков. ¬се это может повлечь за собой распространение практики включени€ спотовых цен в ценовые формулы оптовых контрактов и оп€ть-таки снижение цен. »менно поэтому дл€ поставщиков важно соблюдать очередность и планомерность ввода таких мощностей (вне зависимости от их национальной принадлежности) с учетом оптимальных транспортных маршрутов поставок газа на целевые рынки сбыта.

    Ќо эти соображени€ должны волновать и потребителей, если только они правильно понимают свои долгосрочные интересы. ¬едь на полностью либерализованных газовых рынках уже обозначилась высока€ ценова€ нестабильность – и это при нестабильности нефт€ных цен. –ечь идет об обычных дл€ многих рынков ценовых «качел€х», св€занных с циклами растущих инвестиций и последующего перепроизводства. ќднако в газовой сфере они от€гощены еще и исключительно высокой капиталоемкостью газовой инфраструктуры, а также реакцией рынков на сезонные колебани€ спроса и на отклонени€ сезонных условий от среднестатистических. ѕотери потребителей в результате нервозной реакции инвесторов на высокие риски, св€занные с такой нестабильностью, могут перекрывать ожидаемые дивиденды от снижени€ цен вследствие либерализации.

    ≈сть и много других вопросов стратегического характера, требующих если не координации, то максимальной взаимной информированности поставщиков. Ќапример, бурный рост поставок сжиженного природного газа в последнее врем€ в основном св€зан с  атаром – страной, планы которой по наращиванию объемов производства и экспорта —ѕ√ после 2011 года абсолютно не €сны. ¬ итоге нет возможности уточнить перспективы развити€ в целом мирового рынка поставок —ѕ√.

    ѕо инициативе –оссии вопрос о необходимости внимательно исследовать тенденции на мировых газовых рынках был включен в повестку дн€ заседани€ ‘—Ё√ в ƒохе (апрель 2007 года), и по нему были прин€ты соответствующие решени€. ѕланируетс€ провести анализ ценообразовани€ на рынках газа.

    ѕри этом полна€ унификаци€ ценообразовани€ пока остаетс€ недостижимой или, возможно, преждевременно поставленной целью. Ёто св€зано с отмеченными выше существенной разницей в ценообразовании на различных рынках и традиционной конфиденциальностью контрактного ценообразовани€ на р€де рынков.

    ≈сть и другие факторы. ќтметим, например, что в работе ‘—Ё√ участвуют три государства ÷ентральной јзии –  азахстан, “уркменистан и ”збекистан. –осси€ пока предпочитает строить с ними «газовые» отношени€ либо на двусторонней основе (прежде всего в том, что касаетс€ закупок) либо формиру€ консорциумы дл€ конкретных совместных проектов (расширение мощностей газотранспортных систем). ѕри этом центральноазиатские партнеры стрем€тс€ улучшить ценовые услови€ контрактов, что особенно хорошо удаетс€ им в последние годы.

    ќтметим, что в конкретных контрактах создаютс€ специфические системы компенсаций и учета взаимных интересов, отличающиес€ от простых формул типа netback. “ак, если цена на газ в ”краине в определенные периоды не обеспечивает эффективность поставок туркменского газа, то в эту схему включаетс€ компонента экспорта в «ападную ≈вропу газа туркменского или российского происхождени€. ”пом€нем и договоренности с  азахстаном, которые предусматривают переработку его газа на мощност€х ќренбургского комплекса с последующей поставкой продукции через совместную структуру. “акого рода договоренности и компенсации предполагают более сложный механизм учета взаимных интересов и возможностей, чем при простой поставке газа по той или иной ценовой формуле.

    √лобальные исследовани€ в сфере мировой энергетики провод€т ћеждународное энергетическое агентство,  ембриджский институт энергетических исследований (¬еликобритани€), британска€ консультативна€ компани€ Wood Mackenzie, а также такие государственные структуры, как ћинистерство энергетики —Ўј и јгентство энергетической информации —Ўј. —вой вклад внос€т и отдельные транснациональные нефтегазовые компании, в частности Shell и ExxonMobil.

    Ќедавно компани€ ExxonMobil опубликовала прогноз развити€ мировой энергетики до 2030 года. ќн лишь незначительно отличаетс€ от предыдущего прогноза, обнародованного в 2006-м. —огласно обоим исследовани€м, в рассматриваемый период ведуща€ роль сохранитс€ за трем€ энергоносител€ми – нефтью, природным газом и углем. »х дол€ практически неизменна – около 80 %. —прос на традиционные виды топлива будет быстрее всего расти в государствах, не €вл€ющихс€ членами ќЁ—–, главным образом в  итае и »ндии. ѕоказатели роста спроса на базовые энергоносители в развитой части мира прогнозируютс€ на консервативном уровне.

    ќднако ни в одной из двух публикаций не говоритс€ о ценах на энергоносители. ћежду тем в этой сфере не исключены существенные сдвиги, св€занные как раз с развитием международной торговли —ѕ√. “а же ExxonMobil предсказывает, что к 2030 году объем мировой торговли —ѕ√ увеличиваетс€ до 725 млрд куб. м в год, т. е. в 3,8 раза по сравнению с 2005-м (около 189 млрд куб. м).

    ƒругие организации прогнозируют более низкие показатели роста мировой торговли —ѕ√: в частности, ћЁј говорит о 470 млрд куб. м в 2030 году. ¬ целом потребность в системном и систематическом анализе положени€ на газовых рынках возрастает.

    Ќовые коррективы в прогностические конструкции могут быть также внесены в св€зи с наращиванием и консолидацией международных усилий, направленных на охрану окружающей среды. Ќеобходимость ограничить выбросы углекислого газа в атмосферу, с тем чтобы ослабить парниковый эффект, подталкивает к развитию международных процессов, стимулирующих использование именно природного газа. ¬едь он производит меньше —ќ2 на единицу энергии, чем любое другое ископаемое топливо. —труктуры ќјќ «√азпром» уже начали торговать квотами на выбросы —ќ2 одновременно с заключением контрактов на поставки природного газа, что свидетельствует о растущем признании мировым сообществом премиальных качеств этого энергоносител€.

    ***

    —пецифика растущих рынков природного газа такова, что на них нет места жесткому квотированию – основному методу, примен€емому ќѕ≈  на нефт€ном рынке. –егиональные рынки газа слишком отличаютс€ друг от друга, св€зи с нефт€ным рынком чересчур многообразны, а взаимоотношени€ между странами-поставщиками слишком сложны, чтобы все эти вопросы идентично решались в действующей по жестким правилам единой организации поставщиков. —траны – экспортеры газа разовьют собственные формы взаимодействи€, адекватные сто€щим перед ними задачам и особенност€м газового бизнеса. —ам термин «газова€ ќѕ≈ » целесообразно исключить из серьезных профессиональных дискуссий, как контрпродуктивный и излишне политизирующий обсуждение проблем, перспектив и форм усилени€ взаимодействи€ стран – экспортеров газа.

     


    —писок публикаций
 
 
     
Blocked/–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ

IP-–∞–і—А–µ—Б –і–∞–љ–љ–Њ–≥–Њ —А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –Ј–∞–±–ї–Њ–Ї–Є—А–Њ–≤–∞–љ –≤ —Б–Њ–Њ—В–≤–µ—В—Б—В–≤–Є–Є —Б –і–µ–є—Б—В–≤—Г—О—Й–Є–Љ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–Њ–і–∞—В–µ–ї—М—Б—В–≤–Њ–Љ.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/–Ш–і2971-18–У–µ–љ–њ—А–Њ–Ї—Г—А–∞—В—Г—А–∞

–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Ї –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–Љ—Г —А–µ—Б—Г—А—Б—Г –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ –љ–∞ –Њ—Б–љ–Њ–≤–∞–љ–Є–Є –§–µ–і–µ—А–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –Њ—В 27 –Є—О–ї—П 2006 –≥. вДЦ 149-–§–Ч "–Ю–± –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є, –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є—П—Е –Є –Њ –Ј–∞—Й–Є—В–µ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є".

–Х—Б–ї–Є –Т—Л —Б—З–Є—В–∞–µ—В–µ, —З—В–Њ –≤–Ї–ї—О—З–µ–љ–Є–µ ip-–∞–і—А–µ—Б–∞ –љ—Г–ґ–љ–Њ–≥–Њ –Т–∞–Љ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –≤ "–Х–і–Є–љ—Л–є —А–µ–µ—Б—В—А..." –Є–ї–Є "–†–µ–µ—Б—В—А –і–Њ–Љ–µ–љ–љ—Л—Е –Є–Љ–µ–љ..." –њ—А–Њ–Є–Ј–Њ—И–ї–Њ –њ–Њ –Њ—И–Є–±–Ї–µ, –Є–ї–Є –Њ–љ–Њ –љ–∞—А—Г—И–∞–µ—В –Т–∞—И–Є –Ј–∞–Ї–Њ–љ–љ—Л–µ –њ—А–∞–≤–∞, –њ–Њ–ґ–∞–ї—Г–є—Б—В–∞, –Њ–±—А–∞—Й–∞–є—В–µ—Б—М –љ–µ–њ–Њ—Б—А–µ–і—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ –Ї —Г–њ–Њ–ї–љ–Њ–Љ–Њ—З–µ–љ–љ–Њ–Љ—Г –Њ—А–≥–∞–љ—Г –њ–Њ –Ї–Њ–Њ—А–і–Є–љ–∞—В–∞–Љ –љ–∞ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—Б–∞–є—В–µ —А–µ–µ—Б—В—А–∞.

–Я–µ—А–µ–є—В–Є –љ–∞ —Б–∞–є—В
–£–љ–Є–≤–µ—А—Б–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ —Б–µ—А–≤–Є—Б–∞ –њ—А–Њ–≤–µ—А–Ї–Є –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В–∞–Љ –Є–ї–Є —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞–Љ —Б–∞–є—В–Њ–≤ —Б–µ—В–Є "–Ш–љ—В–µ—А–љ–µ—В"