—татьи
 
  • √рузи€: люди плат€т за страну

    —алихов ћ. –.
    —татьи,
    01 но€бр€ 2006, —татьи

    ћес€ц назад в ответ на задержание четырех своих миротворцев –осси€ объ€вила √рузии блокаду. Ѕыло закрыто почтовое, железнодорожное и авиасообщение, правоохранительные органы начали разоблачать одно за другим «грузинские» криминальные сообщества, нелегальных мигрантов сотн€ми депортировали на родину, а вслед за этим грузин просто стали «брать на заметку» независимо от гражданства и рода де€тельности. ”же несколько мес€цев в –оссии официально запрещен импорт грузинского вина и минеральной воды.

    » хот€ ¬ладимир ѕутин на прошлой неделе, комментиру€ антигрузинскую кампанию в –оссии, четко за€вил, что «выборочные действи€ по этническому принципу» должны быть «абсолютно исключены», пока ничего не изменилось. ¬ “билиси же, где изначально оптимистично за€вл€ли о том, что благодар€ блокаде грузинские товары выйдут на новые рынки, подсчитывают потери. «–осси€ уже задействовала блокаду от начала до конца, и она отразилась в √рузии в отрицательном эффекте на ¬¬ѕ страны приблизительно на 1,5 процентного пункта», - за€вил на дн€х премьер-министр √рузии «ураб Ќогаидели. ѕри этом он уверен, что по итогам года рост грузинского ¬¬ѕ составит около 10% (прогноз ћ¬‘ составл€ет лишь 6,4%).

    Ёкономисты Ћеонид √ригорьев и ћарсель —алихов попробовали разобратьс€ в истоках проблем в грузинской экономике, оценить ее устойчивость к шокам, подобным российской блокаде, и пон€ть, нужны ли самой российской экономике грузинские мигранты.

    ќбострение конфликта между –оссией и √рузией, которое широко освещаетс€ в —ћ», а также происшедшее замораживание транспортных и других св€зей между двум€ странами приковали большое внимание к реальному экономическому состо€нию √рузии, а также возможному ущербу, который могут нанести ее экономике санкции со стороны –оссии. Ќе вдава€сь в оценки этого конфликта, имеющего в большей степени политическую окраску, мы постараемс€ рассмотреть экономическое развитие √рузии за последние 15 лет.
    ‘акты таковы:

    - с 2001 года в экономике √рузии идет динамичный рост, его основой стало внутреннее потребление и некоторое оживление экспорта, а со стороны предложени€ - рост в строительстве, торговле и услугах;

    - промышленное и сельскохоз€йственное производство стагнирует и остаетс€ на уровне около 30% от 1990 года;

    - √рузи€ характеризуетс€ хроническим отрицательным торговым балансом (пор€дка 2 млрд долл.);

    - основу грузинского экспорта в –оссию составл€ют алкогольные напитки, в первую очередь вино. ѕадение втрое соотношени€ внутреннего производства винограда и экспорта вина за последние годы косвенно свидетельствует о сильном ухудшении качества поставл€емого грузинского вина;

    - инвестиции осуществл€ютс€ преимущественно за счет средств иностранных инвесторов, причем более 90% иностранных инвестиций сконцентрировано в транспортном секторе и строительстве (строительство нефтепровода Ѕаку-“билиси-ƒжейхан и газопровода Ѕаку-“билиси-Ёрзерум);

    - иностранные гранты и рентные доходы от использовани€ железной дороги и трубопроводов дают правительству «независимость» от состо€ни€ бизнеса в стране;

    - за п€тнадцать лет √рузи€ потер€ла каждого п€того жител€. ѕо независимым оценкам, в первый период независимости (1991-1996 годы) страну покинуло 1,1-1,3 млн человек из 5,4 млн, которые насел€ли ее в 1990 году;

    - мигранты с хорошим образованием практически не только закрепились на российском рынке труда, но и в большой степени интегрировались в российское общество;

    - переводы мигрантов в √рузию составл€ют как минимум 10% (до 20%) ¬¬ѕ √рузии;

    - критическа€ проблема √рузии - создание продуктивного бизнеса, рабочих мест в частном секторе, возврат хот€ бы части мигрантов и восстановление уровн€ науки и образовани€, достигнутого перед получением независимости.

    9 апрел€ 1991 года √рузи€ объ€вила о своей независимости. –азвитие √рузии в 1991-2005 годах шло в услови€х жесточайшего кризиса переходного периода, политической нестабильности, усугубленных созданием дополнительных административно-экономических барьеров. ¬спомним хот€ бы введение блокады на торговлю с ———– в начале правлени€ «виада √амсахурдиа.

    ¬ начале 1990-х годов сокращение промышленного и сельскохоз€йственного производства в √рузии оказалось едва ли не самым глубоким из всех стран постсоветского пространства в св€зи с неадекватной экономической политикой (односторонний разрыв торговых св€зей с –оссией), внутренними вооруженными конфликтами и недостаточно высокой конкурентоспособностью производственных активов страны в услови€х открытой экономики. »нституты рынка и собственности сложились в необычной даже дл€ постсоветского пространства обстановке политической борьбы и неопределенности будущего. Ёто сузило инвестиционные горизонты, ориентировало на краткосрочные экономические выигрыши, затруднило выход из транзиционного кризиса.

    —трана не смогла избежать вооруженных конфликтов, выделени€ территорий со своим собственным управлением. ќставл€€ в стороне политические и правовые стороны конфликтов, отметим, что они привели к формированию экономических зон с ограниченными (по сравнению с обычными странами) правами и возможност€ми, но в общем самосто€тельной экономической жизнью. ’от€ дл€ участников конфликтов их основани€, очевидно, чрезвычайно важны, внешних наблюдателей поражают феноменально высока€ стоимость этих конфликтов дл€ благососто€ни€, неспособность сторон сн€ть преп€тстви€ дл€ экономического развити€, масштабы страданий граждан страны. ѕриходитс€ констатировать, что страна в первые годы независимости испытала т€желейший экономический кризис, последстви€ которого не преодолены до сих пор, так что около половины населени€ √рузии все еще живет ниже уровн€ бедности.
    —очетание кризиса переходного периода с вооруженными конфликтами привело к падению реального ¬¬ѕ √рузии на 70% по сравнению с уровнем 1990 года. Ёто падение оказалось гораздо сильнее, чем у ближайших соседей, а также у –оссии. –еальна€ зарплата упала в дес€ть раз, были подорваны сельскохоз€йственное производство и финансирование базисных социальных услуг - образовани€, здравоохранени€, общественного транспорта и так далее.  апиталовложени€ обрушились в середине 1990-х годов, новое строительство промышленных объектов осталось в прошлом.

    ќсновными жертвами экономического кризиса со стороны предложени€ стали промышленность и сельское хоз€йство, которые не смогли конкурировать в услови€х открытых рынков и хоз€йственной самосто€тельности. ¬ насто€щее врем€, несмотр€ на экономический подъем, в обоих секторах объем производства составл€ет лишь треть от уровн€ 1990 года. —троительство также упало в 1992-1993 годах практически до нул€ из-за падени€ инвестиций, как частных, так и государственных.

    —пад в —Ќ√ и потер€ статуса основного поставщика традиционных пищевых продуктов привели к сокращению экспорта продукции сельского хоз€йства более чем на 90%, а военна€ нестабильность и самосто€тельное развитие јбхазии сократили поток туристов из –оссии - потенциально огромный источник дохода - до нул€. ≈сли √рузи€ в целом занимает узловое положение в региональном транзите от района  аспийского мор€ к —редиземноморью и “урции, то и јбхази€ €вл€етс€ регионом, функционирующим как «горлышко от бутылки» к этим транзитным возможност€м.

    Ќачалась массова€ эмиграци€, в сущности, необходима€ дл€ выживани€ населени€. ѕо независимым оценкам, в первый период независимости (1991-1996 годы) страну покинуло 1,1-1,3 млн человек из 5,4 млн, которые насел€ли ее в 1990 году. Ёто означает, что уже в первые п€ть лет независимости √рузии значительна€ часть трудоспособного населени€ покинула страну и нашла применение своим трудовым навыкам за ее пределами. Ёто делает очевидным вывод о том, что переводы доходов трудовых мигрантов не только поддерживали уровень потреблени€ в кризисный период, но и стали важнейшим фактором экономического роста.   сожалению, численность трудовых мигрантов, а также величина доходов, которые они репатриируют в √рузию, точно неизвестны, но из граждан √рузии, покинувших страну за п€тнадцать лет, около двух третей, видимо, находитс€ в –оссии, а их переводы должны достигать более миллиарда долларов в год.

     ак показывают специальные социологические исследовани€ трудовой миграции, проводившиес€ ћеждународной организацией по миграции (IOM) и другими организаци€ми, можно сделать некоторые выводы о ее характере и специфике. “ак, исследование 2002 года показывает, что можно выделить два основных направлени€ миграции по стране назначени€ - –осси€, с одной стороны, и √реци€, —Ўј и р€д развитых стран ≈вропы - с другой. Ѕольша€ часть трудовых мигрантов едет на заработки в –оссию, в то врем€ как развитые страны привлекают, как правило, наиболее образованную часть эмиграции (ученые, экономисты, инженеры и т.д.). ѕо некоторым опросам, миграци€ характеризуетс€ довольно высоким уровнем образовани€ по сравнению со среднегрузинскими показател€ми. 43% эмигрантов имеют высшее образование, 10% - неполное высшее и 13% - среднее специальное. Ёто означает, что наиболее активна€, образованна€ и мобильна€ часть трудоспособного населени€ предпочитает работать за рубежом, несмотр€ на то что в большинстве случаев это неквалифицированна€ работа, не требующа€ такого уровн€ образовани€. „еловеческий капитал, который создавалс€ в советские времена развитой системой образовани€, размываетс€ и не находит себе применени€ внутри страны.

     онечно же, основным стимулом трудовой миграции €вл€етс€ невозможность найти работу дома и разница в уровне зарплат. ’от€ в последние годы наблюдалс€ быстрый рост заработной платы, она все еще составл€ет лишь треть от среднероссийского уровн€ и €вл€етс€ самой низкой в регионе, ниже, к примеру, чем в соседних јзербайджане и јрмении. »менно городские безработные (часто имеющие довольно высокий уровень образовани€) и сельские жители после спада в сельском хоз€йстве потер€ли привычные доходы и были сорваны с места в поиске способов поддержани€ своих семей.

    ѕоложительные макроэкономические последстви€ переводов трудовых мигрантов дл€ √рузии очевидны. ѕо данным ¬семирного банка, эти переводы достигают 10% ¬¬ѕ, но они охватывают только легальные банковские переводы, так что смело можно оценивать переводы (не только из –оссии) до 20% ¬¬ѕ. ѕереводы на первом этапе, видимо, просто €вл€ютс€ средством борьбы с нищетой семей, поддерживают уровень личного потреблени€. ќни же дают ресурсы дл€ покрыти€ платежного баланса и обеспечивают приток иностранной валюты дл€ домашней банковской системы. ѕо всей видимости, официальные структуры страны - реципиента переводов имеют какие-то возможности дл€ улавливани€ части этих доходов в процессе перевода или на местах. ѕостепенно гастарбайтеры начинают использовать эти доходы не только дл€ поддержки потреблени€ семей, но и дл€ жилищного строительства, частично дл€ старта бизнеса на родине.

    Ќесмотр€ на значительный отток трудоспособного населени€, проблема безработицы остаетс€ острой дл€ √рузии. ќфициальный уровень безработицы составл€л в последние годы около 13%, при этом более 50% зан€тых приходилось на самозан€тость в сельском хоз€йстве, хот€ уровень производства в нем крайне низок. ѕо всей видимости, формальные показатели безработицы не отражают действительное положение вещей. —окращение зан€тости в публичном секторе, а также ужесточение налогового регулировани€, которое усложнило зан€тость в неформальном секторе, еще более увеличили число безработных в последние несколько лет. ѕроводимые экономические реформы пока не привели к массовому созданию новых рабочих мест. «начительна€ часть рабочих мест приходитс€ на неформальный сектор экономики, а 50% из тех, кто работает за официальную зарплату, приходитс€ на бюджетный сектор, 16% - на государственные компании. ќсновным работодателем в √рузии €вл€етс€ государство в той или иной форме, а частный сектор пока не выступает в роли активного создател€ рабочих мест.

    Ќачина€ с 2001 года средние темпы экономического роста составл€ли около 7% в год в услови€х относительно низкой инфл€ции. Ќесмотр€ на впечатл€ющую динамику, рост остаетс€ узко распределенным в пределах нескольких секторов. ƒинамику торговли поддерживают переводы мигрантов, а также повышение зарплат бюджетных работников и пенсий. Ѕыстрый подъем в транспорте и строительстве, видимо, объ€сн€етс€ строительством нефтепровода Ѕаку-“билиси-ƒжейхан и газопровода Ѕаку-“билиси-Ёрзерум.

    ќколо 75% внутренних инвестиций в последние годы финансировалось иностранными инвесторами, а 60% относитс€ к транспорту и св€зи, причем 90% иностранных инвестиций св€зано с этим единственным крупным проектом. √рузинска€ часть проекта оцениваетс€ примерно в 1 млрд долл., из которых около четверти было обещано грузинским подр€дчикам. ¬идимо, этот фактор стал и основной причиной ускорени€ грузинских инвестиций с 2003 года. ¬ 2006-2007 годах основное строительство трубопроводов завершитс€, это вызовет сокращение иностранных вливаний и окажет негативное вли€ние на инвестиционную динамику. ѕродолжение строительства транспортных путей в обход –оссии и јрмении (железна€ дорога) дает потенциально рост капиталовложений в строительство, некоторый толчок бизнесу и гранты правительству. Ќеудивительно, что тема ненадежности –оссии как транзитной страны пришлась как раз воврем€ дл€ развити€ идей « аспийского коридора», основывающихс€ на том, что √рузи€ €вл€етс€ надежной альтернативой транспортировки каспийских углеводородов.

    ¬ 2005-2006 годах норма накоплени€ √рузии увеличилась по сравнению с предыдущими годами переходного периода. –уководство страны смогло договоритьс€ о значительном увеличении иностранной помощи (подписанное —Ўј и √рузией в конце 2005 года соглашение Millennium Challenge Compact предусматривает выделение пр€мой помощи в размере 300 млн долл. на развитие инфраструктуры √рузии). ¬ течение 2004-2006 годов. объем иностранной помощи должен составить около 1,1 млрд долл. (17% ¬¬ѕ 2005 года), две трети из которых приходитс€ на иностранные гранты, остальное - реструктуризаци€ долга ѕарижскому клубу. ќсновными донорами выступают ¬семирный банк, —Ўј и ≈—, которые предостав€т средства на развитие инфраструктуры. –азвитие транспортной инфраструктуры, повышение финансовой устойчивости, политическа€ поддержка со стороны «апада будут способствовать сокращению рисков и снижению затрат дл€ иностранных инвесторов, однако маловеро€тно, что все это вызовет мгновенный приток частного капитала. ƒовольно значительные гранты и кредиты получало и правительство Ёдуарда Ўеварднадзе, но теперь эти кредиты приходитс€ реструктурировать в силу низкой эффективности их использовани€.

    Ќовые гранты и трубопроводы - это «окно возможностей» на два-три года. ¬ дальнейшем дополнительные инвестиции в обычную промышленность придетс€ искать на общих основани€х. ¬ысокие риски в регионе, отсутствие достаточно больших возможностей дл€ увеличени€ капиталовложений российских инвесторов ограничивают будущий рост. ќпросы и анализ ¬семирного банка констатируют улучшение делового климата. “ак, по данным традиционного исследовани€ Doing Business (этот рейтинг отражает показатели госрегулировани€, св€занные с открытием нового бизнеса, уплатой налогов, особыми разрешени€ми на отдельные виды экономической де€тельности и пр., но не отражает качество экономической политики, экономического развити€ или инвестиционную привлекательность) за 2006 год, √рузи€ совершила наибольший скачок в рейтинге среди всех стран —Ќ√ и подн€лась на второе место по относительному изменению рейтинга во всем мире. ќднако даже такой успех, несмотр€ на все позитивные последстви€ дл€ частного бизнеса, отражает чрезвычайно низкий исходный уровень, с которого стартовал подъем. Ќесмотр€ на впечатл€ющую динамику темпов прироста ¬¬ѕ последних лет, √рузи€ пока не вышла на путь стабильного развити€. ѕрактически по всем международным рейтингам √рузи€ занимает наиболее низкие позиции среди стран —Ќ√ и стран-соседей до сих пор. Ёкономический рост происходил за счет роста потреблени€ от очень низкого уровн€ конца 1990-х годов, финансируемого переводами, и некоторого притока иностранных инвестиций и помощи. ќднако подъем не сопровождалс€ соответствующим ростом инвестиционной активности, что ставит вопрос о возникновении ограничений. ”ровень монетизации экономики остаетс€ на уровне 20% ¬¬ѕ, развитие банковского сектора ограничено.

    –азвитие внешнего сектора не демонстрирует значительного улучшени€ в последние годы. “орговое сальдо остаетс€ отрицательным, на уровне 2 млрд долл. “енденции 2004-2005 годов показывают нестабильность динамики экспорта, а также внешней конкурентоспособности. –еальное укрепление лари, начавшеес€ с 2004 году, сокращает конкурентные преимущества грузинских производителей, все еще обусловленных во многом чрезвычайно низкими издержками на труд, а не ростом производительности. Ќедавний анализ ћ¬‘ показывает, что дол€ √рузии на импортных рынках своих основных торговых партнеров сокращалась в течение 2004-2005 годов. Ёто означает, что грузинский экспортный сектор тер€л конкурентные позиции не только в –оссии, но и в јрмении, јзербайджане, “урции и √ермании. “оварна€ структура экспорта остаетс€ все еще очень узкой, сосредоточенной на сельскохоз€йственном сырье и товарах. ƒальнейшие перспективы расширени€ экспорта остальных товаров остаютс€ под вопросом.

    “реть грузинского экспорта в 2005 году обеспечивали черные металлы (167 млн долл.) и летательные аппараты и части к ним (79 млн долл.), это трактуетс€ грузинским руководством как переориентаци€ с пути аграрного развити€. ќднако предложение металлов (металлолома) ограничено по естественным причинам, а их экспорт практически не способствует экономическому росту. Ёкспорт же услуг по ремонту самолетов предоставл€етс€ только одной стране - “уркменистану - в счет долгов за прошлые поставки энергоносителей.

    √рузинска€ экономика потребл€ет пор€дка 1,5 млрд куб. м российского газа в быту и на электростанци€х. “екущий конфликт не затронул этой сферы, что €вл€етс€ не только нормальным €влением, но и важным показателем намерений российской стороны исключить обвинени€ в использовании «энергетического оружи€». ’от€ с начала 2006 года цена на газ дл€ √рузии выросла с 60 до 110 долл. за тыс€чу кубометров, это сложно расценивать как использование «газового оружи€» в политических цел€х - к примеру, цена поставок российского газа в соседнюю јрмению выросла с 56 до тех же 110 долл. ¬ начале 2007 года, когда будет запущен ёжнокавказский газопровод (Ѕаку-“билиси-Ёрзерум), √рузи€ сможет рассчитывать на закупку азербайджанского газа, потенциально снижа€ тем самым зависимость от российских поставок.

    Ќо торговый конфликт с –оссией закрыл дл€ грузинских производителей самый крупный и близкий рынок, на котором они имели наибольшие шансы дл€ дальнейшей экспансии. ѕосле финансового кризиса дол€ –оссии в грузинском экспорте сократилась с 30 до 20%, однако и в 2005 году –осси€ была основным внешнеторговым партнером √рузии. Ѕыло бы большим преувеличением считать, что закрытие российского рынка дл€ грузинских производителей приведет к экономическому кризису в √рузии. ƒол€ –оссии в торговом обороте, хот€ и наибольша€, не так велика, чтобы угрожать т€желым экономическим кризисом. ќднако в долгосрочном плане это приведет к существенному замедлению экономического роста в стране, ослабит позиции производителей, ориентированных на экспорт, а также окажет негативное вли€ние на уровень жизни.

    ”дельный вес вина (несколько дес€тков миллионов долларов) в торговле с –оссией невелик, но запрет на ввоз вина в –оссию воспринимаетс€ очень болезненно. ѕо всей видимости, потер€ны масштабные ренты на поддельном вине и затронуты серьезные коммерческие интересы. ќбращает на себ€ внимание поразительный многократный рост «эффективности» производства вина в √рузии - за несколько лет сократилось среднее количество винограда на бутылку экспортного вина в √рузии до 3,5 кг. –асчеты (см. таблицу) сделаны при предположении, что все производство винограда в обеих странах относитс€ к винным сортам и что нет внутреннего потреблени€ вина или винограда - оба предположени€ представл€ютс€ нереалистичными. —нижение соотношени€ внутреннего производства винограда и экспорта вина в несколько раз за последние годы косвенно подтверждает гипотезу о сильном ухудшении качества поставл€емого грузинского вина.

    √рузии необходимы структурна€ перестройка экономики, развитие новых экспортных секторов, расширение промышленности и сельского хоз€йства дл€ того, чтобы выйти на путь устойчивого экономического развити€.  онфликт с –оссией, обусловленный политическими причинами, лишь сдвигает √рузию с этого пути. ≈стественной стратегией долгосрочного экономического развити€ дл€ √рузии как малой страны с открытой экономикой €вл€етс€ ориентаци€ на внешние рынки, улучшение делового климата, приток иностранных инвестиций. ¬нутренние производители не смогут эффективно конкурировать с импортом по большому числу товаров, необходимо сосредоточитьс€ на тех, в которых страна сможет обеспечить убедительные конкурентные преимущества.

    √рузинска€ рабоча€ сила в –оссии рассредоточена по многим отрасл€м и зан€ти€м. —ходство культуры, религии, наличие большого числа грузин, исторически живущих в –оссии, способствовали высокой интеграции грузин в российское общество, о чем могли бы только мечтать в ≈— и –‘ относительно большинства мигрантов. —сылки на неуплату гастарбайтерами налогов при переводах на родину, которые по€вились в ходе дискуссии о мигрантах в 2006 году, совершенно несерьезны. ¬о-первых, налоги реально плат€т работодатели, а не наемные работники, а во-вторых, мы не можем требовать от приезжих более высокого уровн€ выполнени€ наших законов, чем от самих граждан страны.

    — точки зрени€ формировани€ российского общества при неизбежном увеличении иммиграции важно создать комфортные услови€ жизни и работы дл€ грузин. ¬ интересах –оссии - показать, что вс€кое национальное меньшинство, которое соблюдает определенные формальные требовани€ законов и живет вместе с гражданами страны пребывани€, может обеспечить свое благососто€ние. ћигранты в целом во всем мире создают намного больше, чем они вывоз€т, причем обычно получают меньший доход, чем коренные граждане. ѕри этом интеграци€ приезжих в российское общество особенно важна в отношении уплаты налогов, с тем чтобы гарантировать отрыв мигрантов от «национальных» ќѕ√.

    ќсновные показатели экономики √рузии


    ѕоказатель

    1990

    1991

    1992

    1993

    1994

    1995

    1996

    1997

    1998

    1999

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    2005

    %, к предыдущему периоду

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ¬¬ѕ

    -

    -21,1

    -44,9

    -29,3

    -10,4

    2,6

    10,5

    10,6

    2,9

    3,0

    1,9

    4,7

    5,5

    11,1

    5,9

    7,7

    ѕромышленное производствопроизводство

    -

    -7,1

    -71,8

    -58,2

    -12,2

    19,6

    140,3

    3,4

    -1,6

    3,8

    4,0

    -3,0

    8,2

    7,6

    -9,3

    -3,9

    —ельхозпроизводство

    -

    -29,8

    13,0

    -14,4

    -12,8

    -33,3

    -29,6

    3,9

    -6,6

    6,9

    -12,0

    8,2

    -1,4

    10,3

    -7,9

    12,0

    ѕотребительские цены

    -

    -

    887

    3125

    15601

    162,7

    39,3

    7,0

    3,6

    19,1

    4,0

    4,7

    5,6

    4,8

    5,7

    8,3

    % ¬¬ѕ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ƒефицит счета текущих операций

    -

    -

    -

    -

    -33,8

    -18,3

    -12,5

    -13,1

    -12,8

    -10,0

    -7,9

    -6,4

    -5,9

    -7,3

    -8,4

    -5,4

    ƒоходы государственного бюджета (с учетом грантов)

    -

    -

    -

    -

    -

    10,6

    13,9

    15,5

    12,3

    12,7

    10,6

    11,1

    11,0

    10,6

    17,4

    22,5

    –асходы государственного бюджета

    -

    -

    -

    -

    -

    17,5

    20,8

    21,6

    15,1

    15,0

    12,3

    10,9

    11,1

    10,9

    17,2

    20,9

    ƒефицит государственного бюджета

    -

    -

    -

    -

    -

    -6,9

    -7,0

    -6,1

    -2,8

    -2,3

    -1,7

    0,1

    -0,1

    -0,2

    0,2

    1,6

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ќоминальный ¬¬ѕ, млрд лари

    -

    -

    -

    -

    1,8

    2,4

    3,9

    4,6

    5,0

    5,7

    6,0

    6,7

    7,5

    8,6

    9,8

    11,6

    Ќоминальный ¬¬ѕ, млрд долл.

    8,5

    6,9

    3,9

    2,8

    0,8

    1,9

    3,1

    3,5

    3,6

    2,8

    3,0

    3,2

    3,4

    4,0

    5,1

    6,4

    Ќоминальный ¬¬ѕ, млрд долл. (ѕѕ—)

    -

    -

    -

    -

    6,6

    6,9

    7,8

    8,7

    9,1

    9,5

    9,9

    10,6

    11,4

    12,9

    14,1

    15,5

    ¬¬ѕ на душу в текущих ценах, долл./чел.

    1553

    1279

    732

    540

    167

    396

    655

    770

    801

    628

    686

    731

    777

    919

    1188

    1480

    »сточники: ћ¬‘, UNSD, —татистический комитет √рузии, —татистический комитет —Ќ√

    √еографическа€ структура внешней торговли √рузии, %

    —трана

    “оварооборот

    Ёкспорт

    »мпорт

     

     

    2003

    2004

    2005

    2003

    2004

    2005

    2003

    2004

    2005

    ќбъем, млн долл.

    1602

    2493

    3356

    461

    646

    866

    1141

    1847

    2490

    –осси€

    15,3

    14,5

    16,0

    18,2

    16,2

    17,8

    14,1

    13,9

    15,4

    “урци€

    12,1

    12,8

    12,1

    17,9

    18,3

    14,1

    9,8

    10,9

    11,4

    јзербайджан

    6,9

    7,3

    9,5

    3,6

    3,9

    9,6

    8,2

    8,5

    9,4

    ”краина

    6,9

    6,3

    7,7

    6,5

    2,4

    4,4

    7,0

    7,7

    8,8

    √ермани€

    5,8

    6,7

    7,0

    2,1

    2,5

    3,3

    7,3

    8,2

    8,3

    —Ўј

    6,6

    5,3

    5,2

    3,3

    3,3

    3,1

    8,0

    6,0

    5,9

    Ѕолгари€

    1,2

    2,2

    3,4

    0,0

    2,4

    4,9

    1,7

    2,1

    2,9

    »тали€

    2,8

    2,9

    2,9

    1,9

    1,8

    3,9

    3,2

    3,3

    2,6

    ‘ранци€

    3,8

    2,9

    3,2

    1,1

    1,5

    1,3

    4,9

    3,4

    3,9

    јрмени€

    2,6

    3,2

    2,3

    6,7

    8,4

    4,6

    1,0

    1,4

    1,6

    ќстальные

    35,9

    35,9

    30,7

    38,7

    39,3

    33,0

    34,8

    34,6

    29,8

    »сточник: UNSD

     

    ќсновные параметры экспорта
    вина из √рузии в –оссию

     

    ѕоказатель

    1999

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    2005

    ѕроизводство винограда, тыс. т

    220

    210

    150

    90

    200

    180

    180

    ќбъем экспорта вина в –‘, млн долл.

    10

    23

    22

    27

    32

    36

    57

    ќбъем экспорта вина в –‘, млн бутылок

    11

    18

    17

    21

    30

    35

    36

    —редн€€ цена бутылки, долл.*

    1,0

    1,3

    1,3

    1,3

    1,1

    1,0

    1,6

    ƒол€ –‘ в экспорте вина, %

    -

    86,9

    81,7

    80,8

    80,9

    79,7

    69,7

    ќтношение производства винограда к импорту вина, кг/бутылка**

    -

    10,1

    7,2

    3,5

    5,4

    4,1

    3,5

    * —редн€€ цена бутылки получена делением номинального объема импорта на физический объем в предположении, что оно перевозитс€ в бутылках из страны производства (за вычетом посуды); объем бутылки - 0,75 литра.

    ** ќтношение внутреннего производства винограда к общему экспорту вина (код “Ќ ¬Ёƒ 2204) служит косвенным критерием его качества.

    »сточники: UN Comtrade, FAO, расчеты »Ё‘


    —писок публикаций
 
 
     
Blocked/–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ

IP-–∞–і—А–µ—Б –і–∞–љ–љ–Њ–≥–Њ —А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –Ј–∞–±–ї–Њ–Ї–Є—А–Њ–≤–∞–љ –≤ —Б–Њ–Њ—В–≤–µ—В—Б—В–≤–Є–Є —Б –і–µ–є—Б—В–≤—Г—О—Й–Є–Љ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–Њ–і–∞—В–µ–ї—М—Б—В–≤–Њ–Љ.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/–Ш–і2971-18–У–µ–љ–њ—А–Њ–Ї—Г—А–∞—В—Г—А–∞

–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Ї –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–Љ—Г —А–µ—Б—Г—А—Б—Г –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ –љ–∞ –Њ—Б–љ–Њ–≤–∞–љ–Є–Є –§–µ–і–µ—А–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –Њ—В 27 –Є—О–ї—П 2006 –≥. вДЦ 149-–§–Ч "–Ю–± –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є, –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є—П—Е –Є –Њ –Ј–∞—Й–Є—В–µ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є".

–Х—Б–ї–Є –Т—Л —Б—З–Є—В–∞–µ—В–µ, —З—В–Њ –≤–Ї–ї—О—З–µ–љ–Є–µ ip-–∞–і—А–µ—Б–∞ –љ—Г–ґ–љ–Њ–≥–Њ –Т–∞–Љ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –≤ "–Х–і–Є–љ—Л–є —А–µ–µ—Б—В—А..." –Є–ї–Є "–†–µ–µ—Б—В—А –і–Њ–Љ–µ–љ–љ—Л—Е –Є–Љ–µ–љ..." –њ—А–Њ–Є–Ј–Њ—И–ї–Њ –њ–Њ –Њ—И–Є–±–Ї–µ, –Є–ї–Є –Њ–љ–Њ –љ–∞—А—Г—И–∞–µ—В –Т–∞—И–Є –Ј–∞–Ї–Њ–љ–љ—Л–µ –њ—А–∞–≤–∞, –њ–Њ–ґ–∞–ї—Г–є—Б—В–∞, –Њ–±—А–∞—Й–∞–є—В–µ—Б—М –љ–µ–њ–Њ—Б—А–µ–і—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ –Ї —Г–њ–Њ–ї–љ–Њ–Љ–Њ—З–µ–љ–љ–Њ–Љ—Г –Њ—А–≥–∞–љ—Г –њ–Њ –Ї–Њ–Њ—А–і–Є–љ–∞—В–∞–Љ –љ–∞ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—Б–∞–є—В–µ —А–µ–µ—Б—В—А–∞.

–Я–µ—А–µ–є—В–Є –љ–∞ —Б–∞–є—В
–£–љ–Є–≤–µ—А—Б–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ —Б–µ—А–≤–Є—Б–∞ –њ—А–Њ–≤–µ—А–Ї–Є –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В–∞–Љ –Є–ї–Є —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞–Љ —Б–∞–є—В–Њ–≤ —Б–µ—В–Є "–Ш–љ—В–µ—А–љ–µ—В"