—татьи
 
  • Ѕольшой консенсул - 2006

    —татьи,
    01 €нвар€ 2006, —татьи

    "ќбеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжени€ по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представл€ет собой вызов дл€ наших стран и всего человечества". “ак сформулирована обща€ глобальна€ проблема, и это одновременно сложна€ цель, фундаментальна€ вера в принципы рыночной экономики и признание ситуации вызова, то есть, в сущности, кризиса, требующего адекватной реакции.

    —амо образование такого форума ведущих стран мира дл€ обсуждени€ ключевых вопросов глобальной экономики означает, что другие организации и инструменты международной координации недостаточны. ƒействительно, ќќЌ слишком неповоротлива, перегружена процедурами, голосовани€ми и должна отражать интересы многих групп стран. ” "восьмерки" есть то преимущество, что ее члены традиционно доминируют в экономике мира и имеют, естественно, большинство при голосовании "по капиталу" в ћ¬‘ и ¬семирном банке. ¬ сущности, это самый высокопоставленный "научный совет" озабоченных проблемами мира лидеров, которые должны прин€ть консенсусом решени€, приемлемые дл€ доминирующих стран, но в интересах всего человечества. ј в дальнейшем эти державы через свои собственные пр€мые и косвенные возможности будут проводить в жизнь свои намеченные планы так, что весь мир будет реализовывать их в различной форме долгие годы, не всегда замеча€, кем, как и где они были сформулированы.

    ѕри всем уважении ко всем государствам мира "восьмерка" склонна верить в свою способность прин€ть решени€, которые будут устраивать в основном и остальной мир. »менно поэтому на ее саммиты стали приглашать глав государств, которые дес€ть-двадцать лет назад рассматривались как региональные лидеры, а теперь станов€тс€ полноправными игроками на мировой арене - прежде всего  итай, »нди€ и Ѕразили€. ¬месте с ёј– - дл€ представительства јфрики - саммит представл€ет подавл€ющую долю мирового ¬¬ѕ.

    Ётот процесс мог идти двум€ пут€ми - создание "большой семерки-2" или расширение первоначальной.  огда –оссию пригласили в этот клуб в середине дев€ностых годов, то роль нашей страны сводилась к представительству интересов больших, но не слишком богатых стран мира. ”ровень ¬¬ѕ  ита€ и »ндии на душу населени€ остаетс€ еще не столь большим (1,7 тыс. долл. и 0,7 тыс. долл., соответственно). ”ровень ¬¬ѕ на душу населени€ по паритетам покупательной способности в Ѕразилии, –оссии и ёј– (грубо - по 5 тыс. долл.) ближе друг к другу и уступает среднему по исходной "семерке" (37,7 тыс. долл.). —оздание "второй семерки" было, по всей видимости, нереально, так как  итай, »нди€, Ѕразили€, ёј–, –осси€ и, например, —аудовска€ јрави€ не имеют столь же €рко выраженных общих интересов, как семь рыночных демократий. ѕри веро€тном включении в " луб-10"  ита€ и »ндии отпадут, кстати, совершенно искусственные претензии к –оссии по размеру ¬¬ѕ и уровню развити€.

    —оответственно, написание декларации "восьмерки" стало особым искусством, так как в отдельных случа€х одна-две страны могут остатьс€ не вполне согласными с курсом действий остальных. Ёто делает анализ документов саммитов работой сродни дешифровке неполных манускриптов, что теперь так модно "превращать" в приключенческие фильмы. ¬ нынешнем году саммит поставил рекорд сложности итогового документа "√лобальна€ энергетическа€ безопасность" - 55 пунктов из 46 тыс€ч знаков.

    ≈сли представить, что правительства мира создадут правовые и налоговые стимулы дл€ бизнеса и населени€, а международные организации выполн€т свою часть по помощи, финансированию и организации дл€ всеобщего одновременного выполнени€ решений саммита в —анкт-ѕетербурге (это не исключено), то при жизни следующего поколени€ может произойти революци€ в энергетической составл€ющей жизни всего мира. ј именно: низка€ энергоемкость роста, возобновл€емые источники энергии выдавливают углеводороды из обихода, низкие выбросы и прохладный климат, эффективный транспорт, бедные повсеместно со светом и газом, богатые с неэнергоемкими джакузи, обща€ диверсификаци€ рынков и поставок топлива только из политически стабильных районов мира.  огда (и если) лет через 50 все это станет реальностью), то историки вспомн€т этот саммит как поворотный пункт в этом развитии. ѕравда, в "ѕлане действий" нет сроков, обещанных сумм и конкретных целей и порогов. — другой стороны, - цели и механизмы выгл€д€т разумно и выдерживают критерии —ент-Ёкзюпери: король должен давать такие приказани€, которые подданные готовы выполн€ть.

     ороткое "«а€вление" и длинный "ѕлан действий" базируютс€ на нескольких предпосылках, которые чрезвычайно важны сами по себе:

    - "Ќесмотр€ на увеличение доли альтернативных источников в энергетическом балансе, углеводороды, веро€тнее всего, и в нашем столетии еще долго будут играть ведущую роль в общей структуре энергопотреблени€" (пункт 38);

    - "ћы подтверждаем цель, сформулированную в "ѕлане действий" по нераспространению, прин€том "√руппой восьми" в 2004 г. - обеспечить всем странам надежный доступ к €дерной энергии на конкурентной основе в соответствии с об€зательствами и стандартами в области нераспространени€" (п. 31);

    - "ќсновные инвестиции в энергетику должны быть привлечены из частного сектора. ѕрограммы помощи развивающимс€ странам должны быть направлены на совершенствование их политики и регул€тивной системы дл€ привлечени€ частного капитала" (п. 46);

    - "”сили€ по повышению прозрачности, усилению и расширению верховенства закона, созданию и укреплению предсказуемых, эффективных режимов налогообложени€ и регулировани€, проведение ответственной политики в отношении спроса и предложени€ - все это играет существенную роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности" (п. 2).

    ћы выдел€ем эти пункты, поскольку они представл€ют собой признание реальностей этого мира, а не просто пожелание всеобщего блага. Ёти предпосылки сделали этот документ таким сложным и многоплановым, так что стоит их прокомментировать отдельно от идентификации проблем и плана действий. ¬ них содержитс€ признание, что углеводороды никакими альтернативными источниками быстро вытеснить не удастс€. —аммит уже получил в прессе прозвище "€дерного", поскольку рассматривает €дерную энергию как приемлемый путь решени€ проблем энергетики, потеплени€ климата и поддержани€ режима нераспространени€ €дерного оружи€. ѕроблема потеплени€ климата и документы ќќЌ в этой области признаютс€. »сточниками капиталовложений в энергетику лидеры "восьмерки" преимущественно считают частный капитал, даже в бедных странах. Ќаконец, господство права, предсказуемость и прозрачность режимов дл€ инвестировани€ важны дл€ обеспечени€ энергетической безопасности. “аковы групповые веровани€ глав "большой восьмерки", которые могут расходитьс€ со взгл€дами отдельных экспертов, групп интересов, движений, даже правительств, но это "Ѕольшой консенсус-2006".

    "¬осьмерка" сформулировала семь разделов "ѕлана действий", которые и должны привести в действие глобальные изменени€ в энергетике. ¬ыделим несколько ключевых моментов. –аздел 7 подтверждает намерени€ боротьс€ с ростом выбросов парниковых газов и климатическими изменени€ми. ѕрименительно к российским интересам это должно подтолкнуть формирование внутреннего законодательства дл€ того, чтобы можно было бы воспользоватьс€ инвестици€ми в рамках механизмов  иотского протокола.

    —сылка на необходимость дать топливо 2,4 млрд. людей и электричество 1,6 млрд. людей указывает на масштабы проблемы. –ост в беднейших странах по стандартному образцу - на базе углеводородов - мог еще больше зат€нуть человечество в зависимость от традиционной энергетики. Ќо решени€ проблемы роста и энергетики в менее развитых странах пока нет, в том числе потому, что уровень инвестиций в них недостаточен, а цены на топливо сейчас усугубл€ют их положение. —оздание јнтишокового фонда при ћ¬‘ дает последнему новую работу в услови€х относительно меньшего спроса на кредиты ћ¬‘ со стороны традиционных заемщиков.

    –аздел 5 фактически посв€щен собственно физической безопасности энергетической инфраструктуры - от танкеров и портов до электросетей. ¬ данном случае важным шагом вперед €вл€етс€ признание ее взаимосв€занности и взаимозависимости. “еррористический акт в любой стране ведет к нарушению поставок энергии и росту цен. —овместна€ работа в этой области €вл€етс€ неизбежным продолжением общей борьбы с терроризмом и требует большой координации действий великих держав.

    Ёто в не меньшей мере относитс€ к инициативам в области диверсификации видов энергии (раздел 4). ѕока альтернативные виды части дороже углеводородов, но взлет цен многие новые виды энергии делает рентабельными или, во вс€ком случае, стимулирует исследовани€ с перспективой в 20-40 лет.

    ¬ области €дерной энергетики "восьмерка" за€вила: "ћы признаем, что страны "√руппы восьми" различными способами решают задачи, св€занные с энергетической безопасностью и см€гчением изменений климата". «десь пути правительственных экспертов и решений и позици€ большинства неправительственных организаций мира разошлись.  роме того, формулировки "восьмерки" остались очень осторожными, поскольку в »талии и √ермании есть сильна€ общественна€ оппозици€ строительству атомных электростанций. Ќо лидеры "восьмерки" полагают, что в обозримом будущем без атомной энергии не решить проблемы сокращени€ выбросов парниковых газов, развити€ энергетики в целом. ƒл€ многих стран атомна€ энерги€ становитс€ путем снижени€ зависимости от нефти и газа. “ак что в мире веро€тен "атомный электрический ренессанс" после 20 лет стагнации.

    Ћидеры подчеркнули, что намерены "прин€ть в своих странах необходимые меры, в том числе по созданию финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных технологий, а также по расширению масштабов применени€ уже существующих технологий в этой области".   этому прилагаетс€ целых р€д инициатив, особенно в транспортном секторе (этанол). Ќо дело даже не в этом - огромные возможности повышени€ эффективности экономики и энергопользовани€ уже известны, технологии существуют, но не используютс€ в полной мере. ѕотребуютс€ большие усили€, чтобы стимулировать энергосбережение в массовом масштабе настолько, чтобы снизить зависимость от импорта энергоносителей. –оссийские компании в ожидании подорожани€ энергоносителей внутри страны и удешевлени€ в экспорте могут включитьс€ в соревнование за повышение эффективности экономики за счет новых технологий. ќчень важно, что успех сделал бы нас великой энергетической державой и после периода высоких нефт€ных цен.

    Ѕольшинство охваченных документом проблем нос€т долгосрочный характер, важны дл€ всего человечества и направлены на повышение эффективности энергетики и экономики мира. –азумеетс€, реализаци€ предлагаемых в "ѕлане действий" мер, программ и инструментов потребует времени и больших средств, которые должны вкладыватьс€ правительствами (или быть уступленными налогами), бизнесом, международными организаци€ми под вли€нием высоких цен, представлений о рисках, специальных стимулов. Ќо в совокупности эти меры должны одновременно мен€ть образ жизни сотен миллионов людей и постепенно снижать энергопотребление, защищать глобальный климат, снижа€ потребление углеводородов и выбросы в атмосферу.  ак побочный немаловажный результат вс€ система мер постепенно должна снижать зависимость экономического роста от мировой торговли и транспортировки углеводородов и, видимо, снижать цены на углеводороды дл€ потребителей.

    "Ѕольша€ восьмерка" не могла бы заниматьс€ только вечными проблемами, упустив проблему высоких цен на энергию в мире сейчас, так что первый раздел был посв€щен такой проблеме, как повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков. —оответственно, "восьмерка" призывает к развитию прозрачных, конкурентных рынков, национальных систем регулировани€ - ко всем правильным и рыночным мерам, которые только известны экономистам.

    ѕодчеркну, что в документах "восьмерки" видны следы сложных компромиссов в самой важной сфере - поведени€ компаний, ценообразовании и капиталовложени€х. Ёта наиболее гор€ча€ сфера международных дебатов 2006 года представлена очень осторожно. Ѕыла угроза вт€нутьс€ в обсуждение не мировых проблем энергетики и энергобезопасности, а российских. Ётого не произошло, но нет и упоминани€, что энергетические рынки не обеспечили адекватных капиталовложений в 1986-2000 годах (при цене за баррель нефти примерно в 19-20 долларов в среднем). Ќет обсуждени€ вопросов о различи€х в поведении частных и государственных энергетических компаний. ¬ чем тут можно усмотреть успех российской - принимающей стороны? —корее во включении в текст положений, которые объективно должны быть приемлемы дл€ всего мира, но по ходу обсуждени€ считались российской повесткой дн€, вроде признание долгосрочных контрактов (диверсификаци€ контрактов).

    √лавный элемент всего документа на корпоративном уровне (пункт тринадцать!) содержит признание интересов компаний из стран потребителей и производителей: "ќсобенно важно, чтобы компании из стран-производителей и потребителей энергоресурсов имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах, при этом соблюда€ правила конкурентной борьбы". ≈сли этот пункт будет примен€тьс€ аккуратно всеми сторонами, то мы вступаем в период более высокой конкуренции как дл€ экспортеров, так и дл€ импортеров, которые предположительно открывают свои рынки и источники добычи на равноправной основе. Ёто, безусловно, шаг вперед по сравнению с эмоциональными конфликтами по поводу допуска компаний в добычу или розничную продажу. ќтсюда могут прийти правила поведени€, которые повыс€т доверие, увеличат диверсификацию на обеих сторонах и тем укреп€т энергетическую безопасность в мире как объективно, так и по субъективным представлени€м основных участников на государственном и корпоративном уровне. ѕора признать, что в глобальном масштабе нет и не может быть "энергетической независимости", а есть взаимозависимость.

    ¬ заключение заметим, что документ упоминает "триллионы долларов", которые придетс€ потратить на энергетику в мире. ћЁј в 2003 году дало оценку в 16 триллионов долларов на период 2001-2030 годов, включа€ только 3 трлн. на нефт€ную промышленность. Ёта величина соответствует примерно 1% ¬¬ѕ мира за этот период или примерно 4-5% всех мировых капиталовложений (при норме 22-24% от ¬¬ѕ). Ќо вложени€ в нефт€ную отрасль, по оценкам, подскочили с 110 млрд. долларов в 1999-м до 205 млрд. в 2005 году - примерно на 90%. — учетом новых потребностей на обновление инфраструктуры и развитие возобновл€емых источников энергии человечество должно готовитьс€ в величине намного большей: не удивимс€ и 2 процентам мирового ¬¬ѕ. » пон€тно, что проблемы человечества в области обеспечени€ роста, бедных и сохранени€ климата слишком важны и дороги, чтобы конфликтовать по второстепенным вопросам. ¬с€ка€ нервозность откладывает решение критически важных проблем XXI века. » прошедший саммит может стать поворотом к их совместному решению.


    —писок публикаций
 
 
     
Blocked/–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ

IP-–∞–і—А–µ—Б –і–∞–љ–љ–Њ–≥–Њ —А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –Ј–∞–±–ї–Њ–Ї–Є—А–Њ–≤–∞–љ –≤ —Б–Њ–Њ—В–≤–µ—В—Б—В–≤–Є–Є —Б –і–µ–є—Б—В–≤—Г—О—Й–Є–Љ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–Њ–і–∞—В–µ–ї—М—Б—В–≤–Њ–Љ.

195.22.26.24816.04.201827-31-2018/–Ш–і2971-18–У–µ–љ–њ—А–Њ–Ї—Г—А–∞—В—Г—А–∞

–Ф–Њ—Б—В—Г–њ –Ї –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–Љ—Г —А–µ—Б—Г—А—Б—Г –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ –љ–∞ –Њ—Б–љ–Њ–≤–∞–љ–Є–Є –§–µ–і–µ—А–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –Њ—В 27 –Є—О–ї—П 2006 –≥. вДЦ 149-–§–Ч "–Ю–± –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є, –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є—П—Е –Є –Њ –Ј–∞—Й–Є—В–µ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Є".

–Х—Б–ї–Є –Т—Л —Б—З–Є—В–∞–µ—В–µ, —З—В–Њ –≤–Ї–ї—О—З–µ–љ–Є–µ ip-–∞–і—А–µ—Б–∞ –љ—Г–ґ–љ–Њ–≥–Њ –Т–∞–Љ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—А–µ—Б—Г—А—Б–∞ –≤ "–Х–і–Є–љ—Л–є —А–µ–µ—Б—В—А..." –Є–ї–Є "–†–µ–µ—Б—В—А –і–Њ–Љ–µ–љ–љ—Л—Е –Є–Љ–µ–љ..." –њ—А–Њ–Є–Ј–Њ—И–ї–Њ –њ–Њ –Њ—И–Є–±–Ї–µ, –Є–ї–Є –Њ–љ–Њ –љ–∞—А—Г—И–∞–µ—В –Т–∞—И–Є –Ј–∞–Ї–Њ–љ–љ—Л–µ –њ—А–∞–≤–∞, –њ–Њ–ґ–∞–ї—Г–є—Б—В–∞, –Њ–±—А–∞—Й–∞–є—В–µ—Б—М –љ–µ–њ–Њ—Б—А–µ–і—Б—В–≤–µ–љ–љ–Њ –Ї —Г–њ–Њ–ї–љ–Њ–Љ–Њ—З–µ–љ–љ–Њ–Љ—Г –Њ—А–≥–∞–љ—Г –њ–Њ –Ї–Њ–Њ—А–і–Є–љ–∞—В–∞–Љ –љ–∞ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В-—Б–∞–є—В–µ —А–µ–µ—Б—В—А–∞.

–Я–µ—А–µ–є—В–Є –љ–∞ —Б–∞–є—В
–£–љ–Є–≤–µ—А—Б–∞–ї—М–љ–Њ–≥–Њ —Б–µ—А–≤–Є—Б–∞ –њ—А–Њ–≤–µ—А–Ї–Є –Њ–≥—А–∞–љ–Є—З–µ–љ–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В–∞–Љ –Є–ї–Є —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞–Љ —Б–∞–є—В–Њ–≤ —Б–µ—В–Є "–Ш–љ—В–µ—А–љ–µ—В"