Статьи
 
  • Карт-бланш на реформы: почему саудовскому принцу Сальману надо спешить

    Курилов В.В.
    Статьи,
    07 июля 2017, РБК

    Издание «РБК» в разделе «Мнения» публиковует статью В.В. Курилова, старшего эксперта Экономического департамента Института энергетики и финансов, под названием «Карт-бланш на реформы: почему саудовскому принцу Сальману надо спешить»:

    "Программа реформ нового наследника должна дать эффект раньше, чем развитие сланцевой добычи и альтернативной энергетики лишат Саудовскую Аравию привычных доходов

    Cмену наследника престола Саудовской Аравии многие поспешили назвать «мягкой революцией». За 85 лет существования королевства им последовательно правили король Сауд и шесть его сыновей. Передача власти «от брата к брату» привела к тому, что политику государства стала определять все более стареющая элита. Король Абдулла взошел на престол в 2005 году в возрасте 81 года, король Сальман в 2015 году — в возрасте 79 лет. Между тем​ из-за падения цен на нефть в 2014–2015 годах Саудовская Аравия встала перед необходимостью радикальных реформ. И король Сальман решил взять курс на «омоложение».

    Пересмотр контракта

    Принцу Мухаммеду бин Сальману 31 год, он считается технократом, готовым отстаивать свою позицию перед религиозными и другими группами интересов. В начале 2016 года он опубликовал программу реформ «Взгляд 2030» и начал ее выполнение со смены министров энергетики, экономики и финансов.


    Саудовская Аравия оказалась перед необходимостью пересмотра «социального контракта» из‑за долгосрочных вызовов: быстрого роста численности населения, сокращения нефтяных доходов, усиления политических конфликтов (прежде всего с Ираном). Обещанные Сальманом реформы нацелены на диверсификацию экономики. Планируется увеличение поступлений от ненефтяного сектора, рост доли среднего и мелкого бизнеса в ВВП, развитие сферы развлечений, культуры и туризма, повышение занятости и экономической активности населения.

    Ключевой пункт плана — продажа 5% акций Saudi Aramco (диапазон оценок — $50–100 млрд) и вложение полученных средств в развитие несырьевого сектора. Работу над IPO принц Сальман передал в сферу ответственности нового министра энергетики Халида аль-Фалиха, бывшего главой Saudi Aramco с января 2009-го по апрель 2015 года. Также власти планируют приватизировать государственные активы еще на $200 млрд.

    В рамках программы «Взгляд 2030» в бюджет этого года впервые заложено $11 млрд по статье «Национальная трансформационная программа», направленной на развитие несырьевых отраслей. Еще $60 млрд предполагается потратить в 2018–2020 годах.

    Истощение резервов

    Но в целом прогресс пока небольшой, инициативы Сальмана встречают сопротивление. Госслужащие и бизнес недовольны сокращением доходов из-за ужесточения бюджетной политики государства и стагнации спроса. В то время как ненефтяной сектор балансирует на грани рецессии, власти увеличивают налоговые сборы. В первом квартале 2017 года ненефтяные доходы бюджета, за вычетом процентных доходов от суверенного фонда страны (PIF) и саудовского центробанка (SAMA), выросли на 16,3% по сравнению с прошлым годом.

    IPO Saudi Aramco тоже сталкивается с трудностями. Финансы компании и государства долгое время были «переплетены» и далеки от прозрачности. Saudi Aramco нужно опубликовать отчетность за три года и раскрыть данные по запасам нефти. Консультанты уже сообщают, что стоимость компании оценивается в $1,0–1,5 трлн (власти рассчитывали на $2 трлн). Наконец, цены на нефть начали падать, несмотря на ограничения на добычу со стороны ОПЕК и других экспортеров.

    Принц Сальман поставил цель отделить Saudi Aramco от финансирования государственных программ. Но парадокс в том, что это может лишить кронпринца эффективного инструмента для проведения реформ. Власти королевства долгое время использовали Saudi Aramco как надежный источник для реализации крупных проектов, вплоть до строительства стадионов (таких как стадион короля Абдуллы в городе Джидде стоимостью $560 млн)..."

    Читать всю статью: http://www.rbc.ru/opinions/economics/07/07/2017/595cc6919a79473f25953de8

     


    Список публикаций