Аналитика
 
  • Как лучше доставить нефть с буровых платформ в Арктике

    Фейгин В. И.
    Аналитика,
    17 января 2013, Нефтетранспортная территория

    В Новом Уренгое 15 января под председательством премьер-министра Дмитрия Медведев прошло выездное заседание правительства, на котором обсуждались перспективы освоения ресурсов континентального шельфа страны.

    - Начальные извлекаемые ресурсы российского континентального шельфа огромны - по крайней мере 100 млрд тонн условного топлива. При этом до 80% потенциальных углеводородных ресурсов сосредоточено на арктическом шельфе. Наиболее изученной является Западная Арктика - шельфы Баренцева, Печорского и Карского морей. По данным Минприроды, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов в этом регионе составляют 62 млрд тонн условного топлива.

    Вместе с тем, освоение месторождений Арктического шельфа потребует решения множества сложных задач и огромных инвестиций. Для начала необходимо интенсифицировать геологоразведку. Уже сейчас, на примере нескольких реализуемых в Западной Арктике проектов, можно выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются недропользователи. Это сезонность в проведении геологоразведочных работ и мероприятий по обустройству месторождений, необходимость в использовании ледокольного флота, отсутствие необходимых технологий и техники для бурения и добычи.

    Правда вышеизложенные проблемы представляется возможным решить с привлечением современных, и в том числе, иностранных технологий. Но сырьё мало добыть - его надо ещё с буровой платформы вывести. Учтите, что в таких сложных условиях и в такой удалённости от берега нефть мало где добывается. Прибавьте к этому почти полное отсутствие в регионе транспортной инфраструктуры - трубопроводов, портов, железных и автомобильных дорог. Нерешённость вопросов транспортировки и переработки добываемого сырья в сложных ледовых условиях может существенно осложнить освоение арктического шельфа России.

    При транспортировке нефти с арктических месторождений необходим дифференцированный подход, при котором должны приниматься в расчет два основных фактора: объём добычи и наличие береговой транспортной инфраструктуры.

    В основном всё делается в море. Конечно, выгоднее транспортировать танкерами или танкерами-челноками с морской платформы - в случае, если глубина не позволяет принимать крупные суда.

    Однако при наличии больших объёмов добываемой нефти и существовании поблизости береговой нефтетранспортной системы имеет смысл инвестировать в строительство нефтепровода море-суша. Данный метод также приемлем тогда, когда существует необходимость подготовки (очистки нефти от примесей, в основном, газа), что удобнее делать на берегу.

    Комментарий В.И.Фейгина, президента Института энергетики и финансов, интернет-порталу "Нефтетранспортная территория" опубликован здесь


    Список публикаций